Текст
Вот: слышится — а слов не слышу,
Вот: близится — и тьмится вдруг…
Но знаю, с поля — или свыше —
Тот звук — из сердца ли тот звук…
Развернуть
— Вперёд на огненные муки! —
В волнах овечьего руна
Я к небу воздеваю руки —
Как — древле — девушка одна…
1918 год.
💥 Короткое, но резкое, как выстрел в осеннем лесу, стихотворение-вспышка боли «Вот...» написано Мариной Цветаевой в 1918 году, когда поэтесса находилась на одном из самых тяжелых в жизни изломов. Всего две строфы, но сколько в них боли и потаенной надежды, которая, как известно, умирает последней.
Цветаева в 1918 году
😢 Год назад родилась дочь Ирина, но она через 2 года умрет от голода в подмосковном приюте (Кунцево). Муж Эфрон служит в Добровольческой армии – он есть и его нет. Стихи пишутся тяжело и больше в стол без уверенности в завтрашнем их воскрешении.
К Москве приближается голод, посему Марина Ивановна вынуждена служить в Комиссариате по делам национальностей, на что в иное время не пошла бы никогда.
Анализ двух катренов
😢 Тяжесть 1918 года, когда прошлого уже нет, а настоящее пока страшнее всего, кроме будущего, оставляя отпечаток на строках стиха.
Вот: слышится — а слов не слышу,
Вот: близится — и тьмится вдруг…
Вроде бы и слышен чей-то шёпот, а слов не разобрать. Вроде бы, приближается кто-то, но его не видно в сумраке смутного времени.
💕 Любовь, словно бы, заснула в глубинах души и только отсутствие инея на зеркале, приставленном к её губам, говорит, что она не мертва.
☝ Во второй строфе Цветаева собирает последние силы и пытается ожить, рвануться вперед, пусть и видя впереди только огненные муки.
Я к небу воздеваю руки —
Как — древле — девушка одна…
В финале стиха лирическая героиня поднимает руки к небу, как будто, признавая человеческое бессилие, когда земные силы не могут более помочь преодолеть тяжесть бытия и вся надежда на Бога, если он не спит, как спит цветаевская любовь…
Тропы, рифма и композиция
📝 Стихотворение написано в жанре философской лирики и имеет двухчастотную композицию, где каждой части отведено по катрену.
Рифмовка перекрестная (слы́шу – вдруг – свы́ше – звук), где в первом четверостишии рифмы открытые и закрытые, а во втором катрене все открытые.
Из средств художественной выразительности отметим:
- ✔ Анафору (Вот: слышится… – Вот: близится…).
- ✔ Метафоры (тьмится вдруг, огненные муки, волны руна).
- ✔ Сравнение (как девушка).
- ✔ Эпитет (овечье руно).
☝ Отметим также восклицание в начале второй строфы, что указывает на эмоциональный всплеск в этом месте стихотворения.