Полный текст
Женщину ль опутываю в трогательный роман,
просто на прохожего гляжу ли —
каждый опасливо придерживает карман.
Смешные!
С нищих — что с них сжулить?
Развернуть
Сколько лет пройдет, узнают пока —
кандидат на сажень городского морга —
я бесконечно больше богат,
чем любой Пьерпонт Морган.
Через столько-то, столько-то лет
— словом, не выживу — с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет — меня,
сегодняшнего рыжего,
профессора разучат до последних йот,
как, когда, где явлен.
Будет с кафедры лобастый идиот
что-то молоть о богодьяволе.
Склонится толпа, лебезяща, суетна.
Даже не узнаете — я не я:
облысевшую голову разрисует она
в рога или в сияния.
Каждая курсистка, прежде чем лечь,
она не забудет над стихами моими замлеть.
Я — пессимист, знаю — вечно
будет курсистка жить на земле.
Слушайте ж: все, чем владеет моя душа,
— а ее богатства пойдите смерьте ей! —
великолепие, что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече,
все это — хотите? —
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье.
Люди!
Пыля проспекты, топоча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продается драгоценнейшая корона.
За человечье слово —
не правда ли, дешево?
Пойди, попробуй,-
как же, найдешь его!
1916 год.
📝 Стихотворение «Дешевая распродажа» написано Владимиром Маяковским в 1916 году и увидело свет глаз читателей на страницах журнала «Новый Сатирикон». Произведение показывает ценность таланта поэта, это драгоценный дар, он дороже всех сокровищ мира, но требует поиска покупателей.
При всей ценности таланта, а Маяковский говорит в стихотворении за себя, поэт иногда может устраивать «дешевую распродажу» своего творчества, когда ему хочется поделиться с кем-то даром и не взять за это ни гроша.
Распродается талант
Уже в начале стиха автор строк стебется над обывателями, которые при любом взгляде на них начинают придерживать свой карман, так как боятся быть обворованными.
Смешные!
С нищих — что с них сжулить?
Что у них взять? Деньги – это не ценность, а больше у прохожих, закутанных в плащи и инструкции, ничего нет. Они на вид Маяковского нищие. Настоящая валюта – это стихи, под них ложится прыщавая курсистка и раскрывает душу седой профессор – выгребай все, ничего не жалко за талант!
Каждая курсистка, прежде чем лечь,
она не забудет над стихами моими замлеть.
☝ Вот для таких нищих поэт и хочет устроить распродажу своих стихов, чтобы их никчемная жизнь приобрела хоть какой смысл. Они лишенцы, не имеют ничего внутри, пусть же завидуют, пусть видят, как блестит настоящее золото и как оно звенит в богатой поэзией душе.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продается драгоценнейшая корона.
💔 Корона – это талант, но автор его не продает, а сдает в краткосрочную аренду по смешной цене почитания, без которого поэт не может насладиться блеском своих сокровищ. Это дешево, это настоящая распродажа от великого внутри нищим духом, проводящим жизнь зря и живущим от ненужного подъёма утром до необязательного отхода ко сну вечером. Поэт вылечит их, он наполнит души крупицей своего таланта, не возьмет дорого и покажет ориентиры пути к звездам.
Стихотворение рисует уверенного в своем таланте поэта, которому нужна аудитория и он готов делиться своими стихами почти задаром.
Анализ СХВ и рифмы
Стихотворение относится к жанру социальной лирики и имеет сложную комбинированную рифмовку с преобладанием перекрестной рифмы (роман – гляжу ли – карман – сжулить).
☝ Стих начинается с метафоры «женщину ль опутываю в… роман» и далее композиция строится в виде монолога, подаваясь читателю строфами разного размера. Также к метафорам отнесем:
- Кандидат на сажень городского морга (покойник).
- Облысевшую голову разрисует она (толпа).
- Пыля проспекты, топоча рожь (роль обывателя).
Эпитеты:
- Драгоценнейшая корона.
- Земное лоно.
- Ласковое слово.
- Мировое вече.
- Облысевшая голова.
- Трогательный роман.
В произведении есть несколько риторических вопросов и восклицаний, оживляющих строки и рисующих нам реальную картину хвастовства одаренного поэта перед серой толпой бесталанных обывателей.
Напоследок предлагаем почитать ещё один стих о творчестве «Писать надо так, чтоб бумага рвалась», показывающий иную сторону таланта и объём жертв для Музы.