Полный текст
Жил был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.
Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта в нем красного не было и нету.
Развернуть
Услышит кадет — революция где-то,
шапочка сейчас же на голове кадета.
Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета, и кадетов дед.
Поднялся однажды пребольшущий ветер,
в клочья шапчонку изорвал на кадете.
И остался он черный. А видевшие это
волки революции сцапали кадета.
Известно, какая у волков диета.
Вместе с манжетами сожрали кадета.
Когда будете делать политику, дети,
не забудьте сказочку об этом кадете.
1917 год.
💥 Владимир Маяковский был не просто поэтом, он был отчасти и воспитателем молодого поколения, их наставником и путеводителем в будущее СССР. Советская власть доверила футуристу писать для детей и публиковала все его написанные стихи, о чем Цветаева и Ахматова не могли и мечтать.
👀 Стихотворение-cказка о Красной Шапочке - это переделка старого сказания на новый социалистический лад, где девочку и серого волка заменяет кадет и карательная система (волки) НКВД.
Анализируем строки
Стих начинается с кадета, который из красного имеет только шапочку, и носит её потому, что головной убор можно снять в один миг.
Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта в нем красного не было и нету.
Совсем был непатриотичный молодой человек, таким не место в советском обществе, где нужно быть красным с головы до ног или, как в современной России, нарисовать на лбу свастику Z.
☝ Кадет держит шапочку красного цвета всегда под рукой и натягивает её на голову при первом выстреле революции, когда же грохот мятежа замолкает, то и шапочка возвращается в интимное потаенное место, как и не было её).
Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета, и кадетов дед.
Так многие жили из поколения в поколение – шапочка передавалась от деда отцу, от отца сыну и далее. Многих она выручала, а многие считали таких людей предателями. За что? За то, что они не хотели быть расстрелянными и желали жить, любить, выращивать хлеб и любить русское небо без всякого навязанного патриотизма?
💥 Однако однажды пришел слишком сильный ветер революции и разорвал красную шапку в клочья, после чего кадет стал черным и ему было трудно замаскироваться под адепта Советской власти. Волки режима быстро нашли пацаненка и сожрали его прямо у ближайшей стены или в одном из концентрационных лагерей, где одни русские убивали других.
Мораль стиха от Маяковского – любите власть, с руки вас кормящую, и даже не думайте о другой, иначе будете разорваны волками революции.
Анализ средств выразительности
📝 Стих написан в восемь строф по две строки, имеет последовательное развитие композиции и параллельную рифмовку (кадет – одет, кадету – нету).
Из средств выразительности отметим метафоры:
- Ни черта в нём красного не было и нету.
- Услышит кадет — революция где-то / шапочка сейчас же на голове кадета.
- Делать политику.
Гипербола – пребольшущий ветер.
Эпитеты «Красная шапочка”.
Также в стихотворении есть элемент аллитерации:
И остался он черный. А видевшие это
волки революции сцапали кадета.
☝ Сарказм: «Какая у волков диета / Вместе с манжетами сожрали кадета».