Не дам)

Текст

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Развернуть

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

1913 год


🤣 Сатирическое стихотворение «Нате!» написано в 1913 году, когда молодой Маяковский не знал пощады к обывателям и мещанам, обрушивался на них с яростной критикой, пробивая параллельно себе дорогу на поэтический Олимп. Не слишком жаловал поэт этот люд и после, но на раннем этапе творчества, казалось, серая обывательская толпа готова раствориться под суровым взглядом автора.

Стихи не служат сытости

Публику в стихотворении Маяковский сравнивает с обрюзгшей толпой, которая плавно вытекает из дому и стекается послушать, что им сегодня приготовил на десерт/ужин молодой поэт. Среди публики сплошь обывательские лица – мужчина с капустой в усах, женщина, перепачканная белилами и т д. Все они хотят отведать сегодня кусочек культуры на сытое брюшко, закусить, так сказать.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста…
… вот вы, женщина, на вас белила густо…

🤔 Они сползаются и вытекают на поэтический зов, ибо в тусклых квартирах им уныло, а сытость предполагает прогулку. Такую публику автор сравнивает со стоглавой вошью, откровенно называя паразитом на теле человеческого общества. Они считают, что поэт должен петь для них, этого его святой долг и обязанность – Нате! – кричит Маяковский и сунет им под нос дулю.

 
 

От физики к лирике

Оскорбляя толпу, Маяковский хочет разбудить в них что-то человеческое, развить духовное, отучить от стадного инстинкта.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах.

Большинство людей, по мнению лирического героя, который на 100% передаёт мысли автора строк, поклоняются лишь физическим ценностям и превратились в раковину вещей. Духовное для них стороннее, поэтому оно и тянет, как стеклянные бусы папуаса и посторонний шорох слепого. Поэт может приоткрыть им двери в царство Лиры, но он не клоун и не ходит на представление, чтобы кривляться на потеху публике! Захочет и плюнет –

я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам…

Толпа пришла, первая часть представления успешна, теперь поэт должен её дрессировать, а не она заставлять его корчить рожи и кидать на ветер строфы. У пиита, даже несмотря на его визуальную грубость, гораздо больше чести и достоинства, чем у этой, выплывшей из подворотни и рассевшейся для представления толпе. Герой стихотворения сразу ставит дистанцию между собой и обывателями с капустой на лице – это вы пришли ко мне, а не я к вам, это у вас нет того, что есть у меня.

Как сказал Стендаль:

☝ «Это моя нужда вступает в сделку с их богатством, а сердце моё за тысячу лье от их наглости и на такой высоте, что его не могут задеть жалкие и ничтожные знаки их пренебрежения или милости».

Маяковский сказал даже резче, но смысл сохранился – между ним и серой толпой бездонная пропасть.

Мораль стиха

Стихотворение учит ограждать себя от окружающей бездуховности, не уподобляться тем, кто ниже тебя по духовному началу, но богаче. Стих показывает, что поэт не должен быть клоуном, он пишет, чтобы поливать души, а не танцевать под аплодисменты и позволять ковырять пальцем у себя в душе.

Поэт рад служить тем, кто любит поэзию, но он не прислуга для духовно мёртвых мещан и никогда не будет для них флейтой, улучшающей пищеварение.

💥 Резкое, броское, но правдивое стихотворение, которое не выходит за рамки стиля Маяковского, но ещё раз показывает, что автор будет отстаивать свою позицию до конца. Вопреки общественному мнению, вопреки сложившимся стереотипам. Будет плыть, вопреки штилю. Чего и вам желает.

Аудио онлайн

Развернуть