Маяковский и война

Текст

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
И на площадь, мрачно очерченную чернью,
багровой крови пролилась струя!
Морду в кровь разбила кофейня,
зверьим криком багрима:
«Отравим кровью игры Рейна!

Развернуть

Громами ядер на мрамор Рима!»
С неба, изодранного о штыков жала,
слезы звезд просеивались, как мука в сите,
и подошвами сжатая жалость визжала:
«Ах, пустите, пустите, пустите!»
Бронзовые генералы на граненом цоколе
молили: «Раскуйте, и мы поедем!»
Прощающейся конницы поцелуи цокали,
и пехоте хотелось к убийце — победе.
Громоздящемуся городу урудился во сне
хохочущий голос пушечного баса,
а с запада падает красный снег
сочными клочьями человечьего мяса.
Вздувается у площади за ротой рота,
у злящейся на лбу вздуваются вены.
«Постойте, шашки о шелк кокоток
вытрем, вытрем в бульварах Вены!»
Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
А из ночи, мрачно очерченной чернью,
багровой крови лилась и лилась струя.

20 июля 1914 года.


Стихотворение «Война объявлена» написано Владимиром Маяковским практически в канун вступления Российской Империи в Первую мировую войну, в которой Россия потеряла (по разным данным) от 750 до 1300 тысяч человек. Стих не просто констатирует начало побоища мирового уровня, но и показывает своё негативное отношение к войне самого Маяковского.

Маяковский и война

😢 Отношение Маяковского к войне было двойственным, как бы сейчас сказали, Владимир Владимирович придерживался тактики двойных стандартов – сначала выступая против войны (когда её вел царь), потом став ярым сторонником боевых действие (когда воевали Советы).

Надо сказать, что и сразу видение войны менялось у автора «Паспорта». В самом начале Первой мировой поэт-бунтарь был исполнен патриотизма, но вскоре пришел к выводу, что война дело грязное, это:

«Кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы».

Много позже он опять стал на сторону адептов трехлинейки, но это было много позже, в 1917 году.

В начале Первой мировой Маяковский написал:

«Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне — надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности.»

Анализ строк кратко

👀 Главный посыл стихотворения война – это кровь и смерть, победные марши редко добираются до ушей солдат в окопы, туда чаще заходит смерть, да и той тошно собирать на брустверах куски обгоревшего мяса.

«Отравим кровью игры Рейна!
Громами ядер на мрамор Рима!»

☝ Да, кто-то видит в войне только победы, но это потому, что он в ней не участвовал, только издалека кажется, что дойти до Рейна, Рима или Киева можно с песнями и царапиной на левой руке.

Небо уже изуродовано острием штыков и больше не хочет защищать безумие, оно плачет слезами звезд на придавленную к земле сапогом Жалость.

и подошвами сжатая жалость визжала:
«Ах, пустите, пустите, пустите!»

☠ Только бронзовые генералы рвались в бой, из изведавших вкус войны, но они были прикованы к граненному цоколю и лишь наблюдали, как люди хоронили себя на угоду власти и вчерашние пахари, кузнецы и сапожники превращались в куски красного мяса.

Из живых только романтики спешили вытереть шашки о шелк венских кокеток, ибо им не ведомо было, что дорога к этому шелку лежит через собственную, причем бездарную, смерть…

«Постойте, шашки о шелк кокоток
вытрем, вытрем в бульварах Вены!»

Завершается стих образом ночи, из которой лилась струя багровой крови тех, кто уже успел отправиться за венским шелком кокеток и стал удобрением где-то в чужом поле…

Особенно актуально стих видится в свете войны России с Украиной, точнее, агрессии Кремля в Украине, когда иллюзии одного стоят крови десяткам тысяч россиян, которые останутся в истории только оккупантами, ибо пошли воевать чужую землю, а не защищать свою…

 
 

Краткий вывод

☝ Стих написан в жанре патриотической лирики с изрядной долей сарказма к ура-патриотам, не ведающих, что творят. Композиция кольцевая, стих начинается и заканчивается бегающими газетчиками, предлагающими газеты с новостью об объявлении войны.

Рифмовка перекрестная (вечернюю – Австрия – чернью – струя), где большинство рифм открытые. Авторского деления на строфы нет.

Из художественных средств, которые использовал Маяковский для усиления выразительности строф отметим:

  1. ✔ Эпитеты (багровая кровь, сжатая жалость, громоздящийся город, хохочущий голос, очерненная чернь).
  2. ✔ Метафоры (на площадь… крови пролилась струя, изодранное о жало штыков небо, хохочущий голос пушечного баса).

Как часто у Маяковского, в произведении много восклицаний, которые помогают автору в наиболее важных для него местах переходить на крик.

Мрачное и тяжелое стихотворение, а каким ещё должен быть стих о начале войны, которая есть ничто иное, как предвестник массовой смерти и опустении земли русской…

😢 Несмотря на понимание кровавости войны, через 4 года Маяковский напишет стих «Марш левой», в котором уже сам будет призывать идти воевать, только не за царя, а за власть Советов… А для простого работяги есть разница за кого умирать?

Слушаем стих онлайн

Развернуть