Маяковский История Власа

Полный текст

Влас Прогулкин —
милый мальчик,
спать ложился,
взяв журнальчик.
Всё в журнале
интересно.
— Дочитаю весь,
хоть тресну! —
Ни отец его,
ни мать
не могли
заставить спать.

Развернуть

Засыпает на рассвете,
скомкав
ерзаньем
кровать,
в час,
когда
другие дети
бодро
начали вставать.
Когда
другая детвора
чаевничает, вставши,
отец
орет ему:
— Пора! —
Он —
одеяло на́ уши.
Разошлись
другие
в школы, —
Влас
у крана
полуголый —
не дремалось в школе чтоб,
моет нос
и мочит лоб.
Без чаю
и без калача
выходит,
еле волочась.
Пошагал
и встал разиней:
вывеска на магазине.
Грамота на то и есть!
Надо
вывеску
прочесть!
Прочел
с начала
буквы он,
выходит:

«Куафер

*

Симон».

С конца прочел
знаток наук, —
«Номис» выходит
«рефаук».
Подумавши
минуток пять,
Прогулкин
двинулся опять.
А тут
на третьем этаже
сияет вывеска —
«Тэжэ».
Прочел.
Пошел.
Минуты с три —
опять застрял
у двух витрин.
Как-никак,
а к школьным зданиям
пришел
с огромным опозданьем.
Дверь на ключ.
Толкнулся Влас —
не пускают Власа
в класс!
Этак ждать
расчета нету.
«Сыграну-ка
я
в монету!»
Проиграв
один пятак,
не оставил дела так…
Словом,
не заметил сам,
как промчались
три часа.
Что же делать —
вывод ясен:
возвратился восвояси!
Пришел в грустях,
чтоб видели
соседи
и родители.
Те
к сыночку:
— Что за вид? —
— Очень голова болит.
Так трещала,
что не мог
даже
высидеть урок!
Прошу
письмо к мучителю,
мучителю-учителю! —
В школу
Влас
письмо отнес
и опять
не кажет нос.
Словом,
вырос этот Влас —
настоящий лоботряс.
Мал
настолько
знаний груз,
что не мог
попасть и в вуз,
Еле взяли,
между прочим,
на завод
чернорабочим.
Ну, а Влас
и на заводе
ту ж историю заводит:
у людей —
работы гул,
у Прогулкина —
прогул.
Словом,
через месяц
он
выгнан был
и сокращен.
С горя
Влас
торчит в пивнушке,
мочит
ус
в бездонной кружке,
и под забором
вроде борова
лежит он,
грязен
и оборван.
Дети,
не будьте
такими, как Влас!
Радостно
книгу возьмите
и — в класс!
Вооружись
учебником-книгой!
С детства
мозги
развивай и двигай!
Помни про школу —
только с ней
станешь
строителем
радостных дней!

1926 год.


📝 Стихотворение с историей про Власа - это ещё одна поучительная «проповедь» от Маяковского, преследующая цель воспитания подрастающего поколения, предотвращение прорастания на земле советской лентяев и лоботрясов :). Произведение написано в 1926 году и вошло в сборник детских стихов Владимира Владимировича, завершенный поэтом в 1929 году.

Не будь, как Влас Прогулкин

☝ Главная тема стихотворение – это завет юным читателям не быть таким, как главный герой – Влас Прогулкин. Для этого Маяковский создает негативный образ ленивого мальчика, сначала опаздывающего в школу, а во взрослой жизни и прогуливающего работу, за что с неё выгнанному под тушь позора.

Словом,
вырос этот Влас —
настоящий лоботряс.

👼 Характер человека формируется в детстве, когда он лежит поперек лавки (то есть, мал ещё), как говорят в народе. Когда Влас был школьником, то не испытывал к школе никакого интереса, предпочитая ей читать вывески магазинов и журналы с картинками. До уроков добирался редко, придумывая себе разные оправдания для «отчетности» родителям.

Так и вырос мальчик во взрослого лоботряса, которому нет нигде места, которого за прогулы выгнали и с завода, и он сидит в пивной:

С горя
Влас
торчит в пивнушке…

👀 Кто-то летает над землей, управляя железной птицей-самолетом, кто-то вгрызается в недра земли, кто-то спасает жизни других, а Влас лежит пьяный под забором и вызывает интерес только у случайной собаки…

В финале стихотворения автор напоминает, что дорога в будущее открывается в школе, а оружием детей должна быть книга. Она станет ключом к счастью и откроет двери в мир новых открытий и непокоренных высот.

💥 Не хотите читать и учиться? Что же, это сделает кто-то другой, а вам всегда найдется место в грязной луже, сразу за углом пивной, где по вечерам лежит Влас Прогулкин).

 
 

Жанр, тема и средства выразительности

📝 Стихотворение написано в жанре поучительной истории, где через образ лентяя Власа Маяковский показывает ценность учебы.

Тема произведения – это необходимость учиться смолоду, закалять характер, чтобы во взрослой жизни не стать никому не нужным лентяем и лоботрясом, не валяться от безделия пьяным в луже. 

Из средств выразительности отметим:

  • ✔ Эпитеты (милый мальчик, радостные дни).
  • ✔ Анафору (ни отец – ни мать).
  • ✔ Метафоры (одеяло на́ уши, пришел в грустях, мочит ус, бездонная кружка, знаний груз).
  • ✔ Сравнение (вроде борова).

✨ Так как стихотворение сюжетно и динамично развивается, то Маяковский использует в нём восклицания и риторические вопросы, оживляющие стих и позволяющие автору передать свою идею с должной эмоциональностью.

Слушаем стих онлайн

Развернуть