Москва во времена Лермонтова

Текст

Отрывок из поэмы "Сашка".

Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Развернуть

>Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла… Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

1836 год.


💕 Стихотворение со сладострастным, пусть и искренним названием «Москва!.. Люблю тебя как сын» является седьмой главой лермонтовской поэмы «Сашка», но оно достойно анализа, как самостоятельное произведение, ибо имеет собственную литературную ценность.

☝ Стих написан в 1835-1836 годах, когда Лермонтов ещё не познал горечи ссылки, поэтому и его отношение к столице Российской Империи в целом и к Кремлю, как саркофагу власти, восторженное.

Любовь пламенная и нежная

👀 Анализируя данное произведение следует не забывать, что на момент его написания совсем немного времени прошло от победы над Наполеоном, когда слава русского оружия и непобедимости Москвы была реальной. Еще ходили по Тверской ветераны Бородино, ещё потешались над крахом Наполеона при Ватерлоо, ещё крутили ус гренадеры и наливали бокалы за победу.

Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

💖 Лермонтову, работая над стихотворением, не приходилось что-то выдумывать и домысливать – он по-настоящему любил Москву и преклонялся перед её величием. Оставалось только выразить это в строках, с чем у великого поэта проблем не было в силу безграничности таланта.

Если первая часть стиха – это восхищение городом, то далее внимание поэта привлекает Кремль – «зубчатый и безмятежный». Первый эпитет показывает всегдашнюю готовность кремлевских стен встретить врага, а второй вытекает из первого).

🤔 Враг недавно пришел под стены Кремля померяться не только силушкой, но и хитрость, но был повержен по двум фронтам – Кремлю ведь никогда не занимать опыта обмана – ни тогда, ни сейчас.

Напрасно думал чуждый властелин

Померяться главою и – обманом…

💥 Француз был поражен, пусть и не без толики обмана и сейчас величие Москвы не нуждается в доказательствах – Европа трепещет, Вселенная замолкла…

Вселенная замолкла… Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы…

Отрывок «Москва» подкупает своей искренностью, когда сердце поэта придает сил перу и на бумагу ложатся бессмертные строки.

😢 Пусть сегодня слова «Москва» и «Кремль» и несут негативный смысл, но надеемся, величие России снова вознесется над златоглавой и на её карме станут почти незаметны заплатки ошибок.

 
 

Жанр, тема и средства выразительности

📝 Стих написан пятистопным ямбом в жанре оды, славящей величие Москвы, а между строк и всей России, где основная тема – это неприступность кремлевских стен перед лицом внешнего врага и любовь к родному городу.

Средства художественной выразительности:

  • ✔ Метафоры (священный блеск седин, столетний русский великан, наследник славы).
  • ✔ Олицетворения (Вселенная замолкла, ты вздрогнул, ты жив).
  • ✔ Эпитеты (величавый, чуждый, безмятежный Кремль, чуждый властелин).
  • ✔ Анафора (Тебя низвергнуть… – Тебя пришлец…).

🤔 После прочтения строк остается двойственное впечатление – хочется гордиться величием Москвы, но остается сожалеть, что сегодня «слава» сомнительна, да и та достается неправедным путем покорения чужих земель.

Читает М Лангерман

Развернуть