Парус в тумане моря

Одиночество - это целый мир, только в нём нет людей.

Текст

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Развернуть

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

1832 год.


📝 Стихотворение «Парус», более известное как «Белеет парус одинокий», написано 18-летним Лермонтовым на набережной Невы в 1832 году и является образцом романтической лирики. Стих открывает нам богатый внутренний мир Михаила Юрьевича, где уже в столь юном возрасте есть место змее одиночества и слышен набат духовного мятежа.

Паруса жизни Лермонтова в 1832 г.

😢 В 1830 году Лермонтов поступает в Императорский Московский университет, но в 1832 году покидает его по причине «начитанности сверх программы и заодно незнания лекционного материала» на экзаменах по геральдике, риторике и нумизматике.

Михаил Юрьевич отправляется в Санкт-Петербург, где хочет перевестись на 3 курс местного универа, но получает в этом отказ, а начинать с первого курса он не желает.

Тогда молодой человек наступает на горло собственным планам, отчасти уступая желанию бабушки, и поступает в Школу подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проведет 2 года, названные после «злополучными».

☝ Именно между отказом о переводе на 3 курс университета в Санкт-Петербурге и поступлением в Школу подпрапорщиков и пишется стих «Парус», навсегда вошедший в золотой фонд русской поэзии.

Образы и тема

В 1832 году Лермонтов стоит на перепутье жизни, отсюда и тема стихотворения – туманность настоящего и попытка заглянуть в будущее (во взгляде живет надежда).

✔ В первой строфе мы видим далекий парус в тумане голубого моря, а автор задается несколькими риторическими вопросами:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

❓ Проводя параллели с Лермонтовым, эти вопросы можно перевести так – почему я у шел из Московского университете, зачем мне Школа подпрапорщиков и что ждет меня далее.

Образ паруса центральный в стихотворении, эта корабельная оснастка символизирует надежду, пусть она и покрыта туманом, а её черты сложно разглядеть в морской дали.

✔ Во второй строфе белому парусу выпадают испытания – его терзает ветер, он бьется под его потоками на скрипящей мачте, но тянет корабль вперед, как и надежда дает человеку силы для существования.

Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Но не для счастья трещит парус пор швам и не для того тенят корабль вперед, чтобы от чего-то убежать, просто стихия и есть для паруса жизнь…

✔ Третье четверостишье рисует картину штиля, когда море похоже на светлую лазурь, а солнце играет на ней золотыми лучами.

Парус в это время поникший и не трещит под напором ветра, но он остается мятежным – прося бури, выпрашивая риска, так как создан и натянут для бурной стихии, а не штиля.

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

☝ Так и Лермонтов – покой для него печален, он хочет бури жизни, он желает жить с ветром, который срывает флаги рабства с крепости души и несет в неведомые дали – пусть и на погибель!

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

📝 Стихотворение написано четырехстопным ямбом в жанре романтической лирики, где композиция состоит из трех строф по четыре строки (катренов) и имеет линейную структуру (события развиваются в одной сюжетной плоскости, все четверостишия посвящены парусу-надежде).

Рифмовка перекрестная (одинокий – голубом – далекой – родной), при этом открытая рифма (лазури – бури) встречается только в последней строфе.

Средства художественной выразительности:

  • ✔ Эпитеты (парус одинокий, туман голубой, мятежный, страна далекая, край родной).
  • ✔ Метафора (ветер свищет, луч золотой).
  • ✔ Олицетворения (играют волны, парус бежит, парус ищет, парус просит).

Часть эпитетов-прилагательных расположена после существительного (парус одинокий, туман голубой), что является инверсией.

Также отметим оксюморон (сочетание противоречивых понятий) «в бурях есть покой» и восклицание, которым стих завершается.

Аудио стихотворения

Развернуть