Лермонтов о России

А может-таки помыть душу?

Текст

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Развернуть

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

1841 год.


Анализ произведения

📝Стихотворение о немытой России - это не попытка поэта смешать с грязью всю свою Родину, а ответный ход Лермонтова за отношение власти к себе, как к рабу. Стих пишется во время второй ссылки Михаила Юрьевича на Кавказ, где он был определен в первую линию боевых действий за дуэль с отпрыском французского посланника в России, де-Баранта.

Анализ данного произведения поможет разглядеть все тонкости стихотворения, понять причину его написания и увидеть между строк то, что не было сказано Лермонтовым в открытую.

Прошлое и настоящее

😡 В России испокон существовало и существует правило, при котором власть избавляется от неугодных всеми ей доступными способами. Кто-то становится вдруг преступником, ещё вчера не имея никакой связи с криминалом, кто-то уезжает на фронт, вечно воюющей страны, и пропадает там в глубине окопов и имперских амбиций.

Лермонтов попал в список вторых, но погиб, словно бы вопреки желанию власти, не в бою за царя-батюшку, а на дуэли.

Ссылка убила Лермонтова, при этом поэт предчувствовал смерть и выливал своё «фи» системе в строках стихов.

Ничего не изменилось и сегодня, режим так же выдавливает из страны или смешивает с землей всех своих противников, воспринимая критику в свой адрес, как попытку сместить царя с трона и забрать у него золотой ночной горшок, отлитый из пота и крови россиян.

Страна рабов – страна господ

Давайте для начала разберемся с эпитетом «немытая», который особенно оскорбителен России с её банными традициями.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…

Автор не передавал через это средство выразительности прямого смысла «грязная физически», а выражал духовную низость власти, не брезгующей никакими методами для сохранения трона.

😡 Хорош, конечно, и народ, превратившийся в рабов и получающий кайф от плетей господ. Как далеко ему до француза, который ответит, только увидев занесенный над собой кнут, пример чему Французская революция.

Россия в последние века низшей точки равновесия, где одна часть народа властвует над другой, при этом та не оказывает сопротивления, а говорит спасибо. Редкие исключения, подобные Лермонтову, быстро физически перетираются жерновами системы, но остаются в памяти, как пример духовного бунта против прогнившей системы.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей…

☝ Во втором катрене проклятья в сторону России прекращаются, и автор пытается найти плюсы в своей ссылке. На южных рубежах Империи, за стеной Кавказа, он скроется от вечного подслушивания и подсматривания, от интриг и подлостей, рисуя погибнуть от пули, но не от пера доноса.

Завершая анализ, отметим, что Россия так не изменилась со времен Лермонтова – страна также состоит из господ и рабов, даже если некоторые из последних таковыми себя и не считают. Их участь стоять под плетью решена и удар по согнувшей спине только вопрос времени и барского милосердия.

 
 

Жанр, тема, композиция и тропы

📝 Стихотворение написано в жанре гражданской лирики, где автор выражает своё частное мнение о России, имея на это право в силу исключительности таланта.

Размер – четырехстопный ямб, композиция же состоит из двух частей-четверостиший, где в первой автор выражает свой оскорбленный гнев в отношении России, а во второй пытается найти плюсы в ссылке на Кавказ.

Рифмовка перекрестная (Россия – господ – голубые – народ), где во всех строфах открытая рифма комбинируется с закрытой.

Выразительные средства:

  • ✔ Эпитеты (немытая Россия, всеслышащие уши, всевидящий глаз, преданный народ).
  • ✔ Метафоры (паши, стена Кавказа, страна господ и рабов).
  • ✔ Синекдоха (мундиры голубые).

Отметим, что часть эпитетов является гиперболами (всевидящие, всеслышащее), а начинается стих с обращения «Прощай», которое оказалось пророческим.

😢 Напоследок предлагаем перечитать стих «Завещание», написанный Михаилом Юрьевичем на год ранее (1840) и интересный ещё одним пророчеством собственной смерти.

Слушаем стих онлайн

Развернуть