Пророк Иссая

... И тогда пророка назвали гордецом...

Текст

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Развернуть

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

1841 год.


📝 Стихотворение-исповедь «Пророк» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, когда поэт отбывал вторую ссылку на Кавказ и находился в одном шаге от собственной смерти. Стих поэтическими нотами проигрывает нам лермонтовский образ мученика-пророка Иеремии, которого презирают за Божий дар, называя его гордыней смертного, назвавшего самого себя Мессией.

Судьба пророка

😢 Никогда пророки не получали своей людской награды – ни в Отечестве своем, ни на земле обетованной. За проповеди любви в миру принято прибивать к кресту, за пророчества плевать в лицо слюной, не желающих знать истину фарисеев.

Между строк Лермонтов показывает в образе пророка самого себя – несущего свет и призыв к свободе, но получающего за это ссылки от власти и обвинение в гордости от людей.

До Михаила Юрьевича пророков били камнями и заставляли нести на Голгофу свой крест, не стала исключением и судьба самого поэта. Разорвать тяжкие путы рока Лермонтов смог только на дуэли, к которой стремился в агонии смертельной ненависти к жизни.

Развитие сюжета

☝ Повествование в стихотворении ведется от лица Иеремии, который с момента получения от Бога дара видит в глазах людей лишь злобу (и зависть?).

В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

💔 Вторая строфа есть классический пример стремления к любви и наказания за это, когда за любовь, бьют камнями, чтобы сохранить в себе хоть немного ненависти.

Пророк не желает сего наказания из презрения к нему и уходит в пустыню, куда не достанет рука зависти человечества, где нет места наказанию без вины, если не считать одиночество само по себе крестом.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий…

Однако, стоит покинуть пустошь и пройти сквозь мусорные улицы города, как он снова слышит упреки в гордости, за то, что обрел себя на одиночество, не желая сидеть с людьми в общем корыте грязи поступков.

😡 Даже старики, коим Бог по неведомой причине не дал разума, говорят вслед пророку, что он ушел от мира не от желания убежать от грязи, а от гордости, не сумев прижиться с людьми, погрязшими во грехе.

В последнем катрене обращение людей к детям, где они словами плюют в спину мессии –– он худ, угрюм и бледен, он беден и наг.

Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!..

Не видят, глупые, они богатство души пророка, не замечают, слепые, великолепные одежды его души и радость в сердце от духовной чистоты!

😢 На этом стих заканчивается, оставляя нас в иудейском городе с пустыми душами, где на линии горизонта еще просматривается образ Мессии, но постепенно и он тает в дымке миража, ведь и тут не найдено почвы для своего семени любви…

 
 

Анализ от филолога

📝 Стихотворение написано четырехстопным ямбом в жанре лирической исповеди, где через образ пророка Лермонтов пытается показать свои страдания в мире людей.

Кольцевая композиция состоит из семи катренов-четверостиший и условно разделена на несколько частей, при этом начинаясь и заканчиваясь презрением.

Рифмовка перекрестная (судия – пророка – я – порока, любви – ученья – мои – каменья), где встречаются мужские и женские рифмы.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (улыбка самолюбивая, тварь земная, ближние мои, я нищий).
  2. ✔ Олицетворение (звезды слушают).
  3. ✔ Метафоры (в очах читаю страницы, лучами радостно играя).
  4. ✔ Гипербола (все ближние бросали бешено каменья).
  5. ✔ Сравнение («живу, как птицы»).
  6. ✔ Архаизмы (каменья, судия, завет предвечного, глава).

☝ Также в произведении используются инверсии (изменение привычного порядка слов), что придает строкам ветхозаветное звучание и помогает в ряде случаев решить автору проблемы с рифмовкой.

Читает Николай Бурляев

Слушать