Веневитинов и Лермонтов

Текст

Памяти Дмитрия Веневитинова

Простосердечный сын свободы,
Для чувств он жизни не щадил;
И верные черты природы
Он часто списывать любил.

Развернуть

Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои.

И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей.

1830 год.


☠ В юности Михаил Лермонтов увлекался творчеством поэта-романтика Дмитрия Веневитинова, который умер от пневмонии, не дожив до 22 лет. Это больно ударило по 16-летнему Лермонтову и он написал стихотворение с соответствующим настроению названием – «Эпитафия».

Коротко о Веневитинове

Дмитрий Владимирович Веневитинов мог бы оставить в русской поэзии гораздо более глубокий след, если бы не простыл на одном из балов и не умер от воспаления легких в столько юном возрасте (21 год). Однако даже за это, отпущенное Богом время, поэт и философ успел сделать многое, за что и стал популярен в литературной среде России того времени.

☝ Веневитинов и Лермонтов не были лично знакомы, но Михаил Юрьевич близко к сердцу принял смерть Дмитрия Владимировича, который в некотором образе был кумиром автора «Утеса».

Завершая тему героя стихотворения, отметим, что изначально Веневитинов был похоронен в Москве на кладбище Симонова монастыря, но в 30-е года XIX века монашескую обитель снесли, а прах 21-летнего поэта перенесли на Новодевичье кладбище, где он покоится до сей поры.

Анализ трех катренов

📝 Стих написан в строгом стиле эпитафии (надгробная речь или послание) и состоит из трех катренов, связанных единой темой.

Из первой строфы мы знаем некоторые черты характера покойного (простосердечный, любил природу, не щадил жизнь), словно бы Лермонтов стоит на могиле Веневитинова и произносит прощальную речь.

😢 Второе четверостишие продолжает тему прощания, но в нём герой эпитафии показан более глубоко:

Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви…

Свою жизнь он отдавал «неестественным» желания поиска, не желая ходить по миру проторенным, а порой, и истоптанными тропами.

😢 Завершается произведение восхвалением души покойного и признанием факта его смерти, словно бы он создан был настолько глубоко, что не для людей, а для более высших сфер.

Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей…

Мы, как будто, видим скорбящего на могиле кумира Лермонтова, который и сам ненамного переживет Веневитинова и будет таким же упорным в поисках свободы и смысла жизни.

 
 

Кратко от филолога

📝 Стих написан четырехстопным ямбом в жанре эпитафии, где автор строк прощается со своим литературным героем и, словно бы, желает быть на него похожим.

Рифмовка перекрестная (свободы – щадил – природы – любил), где в каждой строфе есть открытые и закрытые рифмы.

Выразительные средства:

  1. ✔ Эпитеты (неестественные желанья, простосердечный сын, темные предсказанья).
  2. ✔ Метафоры (душа запас хранила, сын свободы, желаньям отдал в жертву дни).
  3. ✔ Олицетворения (чувств не щадил, верные черты природы).

✨ Эти тропы помогают Лермонтову усилить эффект от своей «надгробной речи» и поэтичной форме передать внутреннюю грусть от смерти кумира.

Читает М Лангерман

Развернуть