Послание молодого Лермонтова

Текст

Когда ничтожество есть благо, не стоит жизни дар беречь...

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем.

Развернуть

Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

1829 год.


📝 Стихотворение Михаила Лермонтова «Монолог» по-взрослому печально, несмотря на 15-летний возраст автора на момент написания стиха (1829 г). Произведение показывает противоречия между личностью и обществом, где лирический герой представляет на суд свой монолог о потерянном поколении.

Когда ничтожество есть благо

С первых строк виден конфликт между автором строк и обществом, выбравшем самые низменные ценности для своего ориентира.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

На этом фоне смешными выглядят потуги к славе и познанию, ведь они сегодня ничего не стоят и не одобряются светской толпой.

Чуть далее по тексту видны пророческие нотки:

Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…

❓ В них Лермонтов сравнивает личность с северными растениями, которые цветут лишь миг, а остальное время борются с холодом севера. Не такова ли итоговая судьба и самого Михаила Юрьевича?

Эта «северная» жизнь однообразна до тошноты и личности не выбраться из её клетки, ведь прутья решетки сплетены общественным мнением, их сталь не по зубам свободе.

😢 Завершается стих на привычной для Михаила Юрьевича минорной ноте, когда автор констатирует факт пустого томления юности, где яд злобы ежеминутно каплет в остывающую чашу жизни, а душа не знает и толики веселья.

И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит…

👀 Уже в 15 лет Лермонтов чувствовал себя изгоем в современном обществе, потому что имел свои взгляды на добро и зло, не разделяя ценности толпы.

☝ Анализ данного стихотворения также показывает, что лермонтовский образ печального героя не искусственен, не придуман автором «Утеса» для хайпа, а есть естественное состояние души Лермонтова.

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

📝 Стихотворение написано разностопным ямбом, без авторского деления на строфы, в жанре философской лирики, имея при этом грустный оттенок романтизма.

Композиция линейная, где все строки подчинены единой теме противостояния (неприятия) личности и общества.

Выраженная рифмовка встречается только в последних четырех строках (наша – мрачит – чаша – веселит), где она имеет перекрестную структуру.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (глубокие познанья, пасмурна жизнь, пылкая любовь, бури пустые, серый небосклон).
  2. ✔ Метафоры (сладкая дружба, жажда славы, яд злобы, юность томится, жизни чаша).
  3. ✔ Сравнения (как солнце зимнее, как здешние растения).
  4. ✔ Инверсии (дружбы сладкой, солнце зимнее).

Стихотворение оставляет после прочтения горький привкус вермута, но он компенсируется легкой эйфорией от алкоголя поэзии бесспорности таланта поэта.

Читает Лев Литвинов

Развернуть