Русалка под луной

Не иди на манящий голос сирены, ибо назад ты не вернешься.

Полный текст

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

Развернуть

И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: «На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит — и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!»

Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.

1832 год.


🌜 Написанное в жанре сказочной элегии и приправленное щепотью народного фольклора, стихотворение «Русалка» открывает нам мистический мир, где луна освещает водное царствие загадочного существа с хвостом вместо ног. Стих написан Лермонтовым в 1832 году, когда юному поэту было всего 17 лет, но поэтический дар уже нельзя было не заметить.

Отчего тоскует русалка

☝ Красной линией в произведении проходит тоска русалки, поющей свою печальную песнь над ночной синевой реки. Отчего же мифическая девица печальна, ведь мир ночи подвластен ей, а в глубинах реки спит витязь с шелковыми кудрями?

Это-то и есть причина кручины, ведь заманить рыцаря в глубины одно дело, а добиться от него поцелуя другое. Русалка может расчесывать его кудри, целовать в холодные уста, но никогда не добьется поцелуя в ответ.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем…

Результат русалочьей магии ни о чем – витязь лишен жизни на земле, но никогда не сплетется в симбиозе страсти с русалкой.

Магия подводного мира

✨ С особым трепетом Лермонтовым показано водное царство русалки где под голубым покровом реки таится неведанное богатство.

Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города…

Девушка-русалка поет об это песнь луне, разбрасывая серебристую пену воды, словно бы, пытаясь доплеснуть ей до самого ночного светила.

☝ Однако главная ценность подводного мира – это не золото и хрусталь, а витязь, который когда-то подался русалочьим чарам и теперь спит без надежды на пробуждение.

Спящий на дне богатырь символизирует победу магических чар над жизнью, но это победа не полная, так как русалка может обладать только телом витязя, но ей никогда не покорить его души, не дождаться ответных чувств.

Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской…

😢 Эх, тяжела доля русалки – добраться до красавца-витязя, заполучить в сети речной пучины его сильное тело, но иметь за это только холодные уста и вечно закрытые глаза…

 
 

Размер, рифма и средства выразительности

📝 Элегия написана усеченным четырехстопным амфибрахием и имеет кольцевое развитие композиции, так как стихотворение начинается и заканчивается пением русалки под серебром луны.

Рифмовка парная (голубой – луной – луны – волны), где рифмуются смежные строчки с помощью мужской рифмы (открытой и закрытой).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (страстные лобзания, серебристая пена, крутые берега, яркие пески, шелковые кудри и т д.).
  2. ✔ Инверсия (река голубая).
  3. ✔ Метафоры (златые стада, добыча волны, полна тоски).
  4. ✔ Олицетворения (ревнивая волна, играет мерцание).

Визуальный образ русалки размыт, вместо описания её внешности Лермонтов делает акцент на сердечных ранах мистического существа и расписывает яркими поэтическими красками мир его царствования.

Слушаем стих онлайн

Развернуть