Летите, мотыльки, во мне в огонь, где вы от страсти все сгорите...
Полный текст
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
Развернуть
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.
И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.
И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.
На голос невидимой пери
Шел воин, купец и пастух;
Пред ним отворялися двери,
Встречал его мрачный евнух.
На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя… Шипели
Пред нею два кубка вина.
Сплетались горячие руки,
Уста прилипали к устам,
И странные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там:
Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.
Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.
Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину,
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну.
И с плачем безгласное тело
Спешили они унести;
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости.
И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.
1841 год.
💕 Незадолго до роковой дуэли, в 1841 году, Лермонтов пишет стихотворение-балладу «Тамара», где преподносит читателю мрачный образ любвеобильной царицы. Стих имеет нотки народного сказания, только положительные герои в ней отсутствуют.
Образ царицы Тамары
🌜 Основное место в произведении занимает образ и действия таинственной царицы Тамары, затаившейся в черной башне и там поджидающей своих жертв. Её хорошо описывают строки:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла…
☝ В этом Лермонтов оригинален, так как в русских сказках образ зла всегда страшен или, как минимум, непривлекателен (исключение сирены). В образе же царицы мы видим сочетание противоположностей – она прекрасна собой, но коварна и зла, как демон.
В чем же её зло, какие беды она несет людям? Тамара не ест младенцев, не сжигает в пепел города и не вызывает мор – она манит, подобно сиренам, путников на свое пение и требует от них страстной любви.
Сплетались горячие руки,
Уста прилипали к устам…
☠ Выпив в черной башне всю чашу оргии до дна, царица убивает опустошенных путников и сбрасывает их с высоты башни, как пустой и отработанный материал.
В финале стихотворения мы видим, что царица, скорее всего, сама была пленницей своей страсти, после бурной ночи и убийства гостя, она сожалела о случившемся и пела песню прощения.
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости…
💔 Однако все повторялось по кругу – снова к башне брели случайные войны, пастухи и купцы, очарованные пением Тамары. Они проводили ночь в объятиях страсти и находили свой конец на берегах Терека, шумевшего под окнами высокой черной башни.
Стихотворение учит не верить своим ушам и не идти на прекрасные звуки, ведь красота голоса обманчива и часто у «певца» совсем не такие же светлые намерения, как ноты у манящей мелодии.
🤔 Ещё одно размышление навевает стих – а не считал ли Лермонтов, что смерть от руки хозяйки страстной ночи не так и плоха? По крайней мере, она лучше кончины от одиночества в старческой постели, когда взгляд завершил жизненный ход на стакане воды, но рука бессильна до него достать…
Жанр, размер, композиция и тропы
📝 Произведение написано в размере трехстопного амфибрахия и относится к жанру народного сказания, близкого по стилю к балладе.
Композиция развивается последовательно – от описания мрачного вида башни над Тереком, через передачу образа Тамары и её охоты на путников, до финала, где охотник скорбит о своей жертве.
Рифмовка перекрестная (Дарьяла – мгле – стояла – скале) с преобладанием женской рифмы (открытой и закрытой).
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (глубокая теснина, старинная башня, черная скала, всесильные чары, мрачный евнух, горячие руки, дикие звуки, юноши пылкие и т д.).
- ✔ Метафоры (свадьба ночная, сиянье кидало луч).
- ✔ Олицетворения (волна погоняла, Терек гремел, роется Терек, шипели два кубка, волна набегала).
- ✔ Сравнения (как ангел, как демон, огонек кидался).
- ✔ Гипербола (сто юношей пылких).
🤔 После прочтения стиха в глазах стоит черная башня на высокой скале, а руки тянутся к наушникам с хорошим рок-н-роллом, чтобы самому не пойти на сладкий голос и поутру не оказаться на дне ущелья.