Некрасовский мужичек с ноготок

Полный текст

 Отрывок из поэмы "Крестьянские дети"

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

Развернуть

И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
— А кой-тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

1861 год.


✨ После подписания в 1861 году Александром II Манифеста о «всемилостивейшем даровании крепостным людям прав свободных сельских обывателей» в поэзии Некрасова появилось много стихов, где он акцентировал внимание читателя на тяжести крестьянской жизни.

Одним из таких произведений стала поэма «Крестьянские дети», отрывок из которой про мужичка с ноготок сегодня лежит на столе нашего литературного анализа.

Некрасов и Манифест

😡 Николай Некрасов резко выступал против царского манифеста, так как он не решал основной проблемы для крестьян – не улучшал их жизнь.

Ранее они были крепостными, а после указа Александра II стали «временнообязанные», что в ряде губерний России даже привело к восстаниям.

По факту крестьяне получили возможность:

  1. ✔ Свободно вступать в брак.
  2. ✔ Самостоятельно заключать договора и вести дела в суде.
  3. ✔ Покупать недвижимое имущество на свое имя.

Однако земля оставалась собственностью помещика, крестьяне получали от барина наделы, но платили за них оброк, что по сути мало отличалось от крепостничества.

Против этого и был Некрасов, выражая свое негодование манифестом в творчестве, в поэме «Крестьянские дети» в том числе. В отрывке «Мужичок с ноготок» автор показывает тяжесть жизни в деревни, когда даже дети вынуждены работать, чтобы семья не голодала.

Коротко за сюжет

☝ В стихотворении два героя – рассказчик-автор и мужичок-мальчишка, которые встретились, когда первый выходил из лесу (поди, с охоты) в один из морозных дней.

Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз…

Автор строк выходит из леса и видит лошадку с возом дров, которой правит мужичок в огромных для него рукавицах, сапогах и полушубке.

Рассказчик подходит ближе к вознице, видит внутри его одежд мальчишку и затевает с ним разговор:

— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!..

👼 Под обличием мужичка скрывается мальчик Влас, ему всего 6 лет, и он с отцом единственные мужчины в доме, поэтому приходится работать – батя рубит дрова, а он их отвозит.

Власу не до разговоров, так как много работы, он по-мужицки грубоват и весь вовлечен в труд, даже и не думая про детские забавы и игры.

Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

😢 Закончив короткий разговор с незнакомцем Влас продолжил погонять лошадь в гору, чтобы быстрее довезти дрова, разгрузиться и снова спешить в лес к отцу за следующей партией.

Такова судьба крестьянских детей в России и манифест 1861 года ничего принципиально не изменил в их жизни, так как полученные права не отменили главного – тяжелого труда, буквально ярма на шее.

 
 

Жанр, тема, рифма и тропы

📝 Стихотворение написано в жанре гражданской лирики, хотя подана она Некрасовым в легкой форме и подходит для детской аудитории.

Основная тема стиха – это тяжелая жизнь крестьянских детей, которым приходится трудиться с малых лет, заслоняя работой самую светлую пору жизни.

Рифмовка в произведении перекрестная (пору – мороз – гору – воз), где имеются женские и мужские рифмы.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (спокойствие чинное, студеная пора, полушубок овчинный).
  2. ✔ Метафора (рванул под уздцы).
  3. ✔ Оксюморон (крикнул малюточка басом).
  4. ✔ Анафора (в больших…).

Отметим также риторическое восклицание (сам с ноготок!) и умелое использование поэтом инверсий, где за счет изменения привычного порядка слов достигается эффект мелодичности и решается проблема с рифмовкой.

😢 Проблему же искусственности манифеста Александра II Некрасов поднимал ни раз, например, в произведении «Элегия» он устами Музы спрашивал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Нет, не счастлив и вообще, счастье и русский народ живут в разных плоскостях, находя радости только в мимолетные, часто случайные, моменты жизни.

Слушаем стих онлайн

Развернуть