Некрасов и доли крестьян

Оригинал текста

В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Развернуть

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, —
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..

1862 год.


😢 Тяжкая доля русских крестьянок, без которых на селе нельзя представить уборку урожая, показана Николаем Некрасовым в стихотворении про время деревенской страды. Стих написан в 1862 году и является одой труду женщины, ведь на её плечи легла забота о «прокорме» России, пока мужики играют в карты или воюют.

📝 Произведение впервые издано в «Современнике» через год после написания, но не вызвало гневного общественного резонанса, так как Россия в лице купцов и обывателей уже привыкла к поэзии Некрасова и только покачала головой: «Ну страдают и что? Всем плохо».

Развитие композиции

Условно композицию стихотворения можно разделить на три части:

  1. ✔ Обращение к доле русской женщине.
  2. ✔ Описание тяжелого женского труда.
  3. ✔ Плач крестьянки по своей участи (пот и слезы).

Первую часть хорошо характеризуют строки:

Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…

Вокруг них и вертится композиция в начале, от чего, честно говоря, хочется бросить читать, так как в душе и так потемки. Однако торжествует уважение к автору и русской женщине, без которой и сегодня пришлось бы питаться исключительно Роллтоном китайского производства.

☝ Во второй части хочется отметить несколько мест, которые хорошо показывают тяжесть работы на селе, особенно тяжелой для женщины, не подходящей по физиологии на роль вола.

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная…

☀️ Солнце палит, как печка, а под ним надо не просто находиться, а работать, что делает труд непосильным. Немка бы давно ушла в землю, американка бы взяла у мужа Кольт и пристрелила барина, а русская работает, поливая землю потом.

Яркий момент в произведении травма крестьянки:

Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

В ходе работы женщина сильно порезалась, но дел такой аврал, что заниматься раной некогда – баба работает, а кровь капает на землю, смешиваясь с по́том.

☝ Последняя часть состоит из двух катренов и начинается вопросом, что у девушки над ресницей – пот или слеза по своей участи. Ответ прост – это что угодно, но не признак счастья, даже не толика удовлетворения от жизни, даже не надежда на него.

Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..

Стих заканчивается риторическим вопросом, который лирический герой задает русской крестьянке, заранее зная её ответ.

😢 На этом произведение заканчивается, оставляя нас посреди сельской страды, когда по́том, кровью и слезами женщин куется наше же благополучие и, как сейчас говорят, «продовольственная безопасность страны».

Стихотворение стало ответом Некрасова Александру II на его манифест о даровании крепостным прав свободных обывателей. Никакой свободы это не принесло, одно ярмо сменилось другим, чуть более красивым с виду, но не менее тяжелым.

 
 

Жанр, тема, рифма и тропы

☝ Произведение написано сочетанием трех- и четырехстопного дактиля и относится к жанру философской лирики, близкой к элегии.

Тема стиха – это тяжесть труда женщины на селе, к ней автор строк проникнут глубоким сочувствием и состраданием.

Рифмовка в последних катренах перекрестная (опаленные – краям – соленые – пополам), а в трёхстишьях смешанная AAB или ABC (времени – племени – мать).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (страда деревенская, долюшка женская, русское племя, ширь поднебесная, бедная баба, косуля тяжелая и т д.).
  2. ✔ Метафоры (столб насекомых, страда в полном разгаре, слезы и пот капают в жбан, чтобы быть выпитыми).
  3. ✔ Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (квасок, ноженька, долюшка, тряпица).
  4. ✔ Инверсии (страда деревенская, долюшка женская, равнина безлесная и т д.).

Большое количество восклицаний подчеркивает гнев автора по поводу женской доли, а несколько риторических вопросов показывают сложность борьбы с такой расстановкой сил в России.

✨ После таких строк, и правда, «Надрывается сердце от муки», как сказал тот же Некрасов годом позже (1863 год), пусть и сказано это было слегка по другому поводу.

Слушаем стихотворение

Развернуть