Текст
Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости».
Развернуть
Но даже плакать нету силы.
Пиши — прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы —
С могилы сердца моего!
1856 год.
💔 Отношения с Авдотьей Панаевой занимают в списке любовных историй Некрасова безусловное место №1 – она стала первой, с кем связь была столь долгой (без малого 20 лет) и единственной, кому посвящен целый цикл стихов.
Стихотворение о прощании с этой девушкой открывает очередную страницу отношений между поэтом и признанной красавицей, пусть и описывает не лучший момент их love story.
Печальные страницы любви
Некоторые ошибочно считают это стихотворение прощальным аккордом в отношениях Некрасова и Панаевой – это не так.
💕 До 1862 года, до смерти официального мужа Авдотьи, пара не распадалась полностью, хотя искры разногласий и были составной частью отношений. И только после того, как она овдовела, Панаева поняла, что связывать себя официальными узами с Некрасовым не может, поэтому в 1863 году они и расстались полностью.
Сюжет «Прощания» — это зарисовка небольшой размолвки, которая была лишь прелюдией к полному разрыву отношений спустя 9 лет, тем не менее, стихотворение интересно в плане изучения отрицательного развития отношений между Николаем Алексеевичем и Авдотьей Панаевой.
Анализ сюжета
☝ По сюжету лирический герой констатирует факт размолвки и прощается с любимой, словно бы, подписывая первый акт капитуляции любви перед реальностью бытия.
Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки…
Обратите внимание на последнюю строку – герой понимает, что это ещё не полный разрыв отношений, хотя и перспективы у них нет от слова «совсем».
☝ Вместе с тем размолвка больна для сердца лирического героя, у него нет даже сил для слез, и он просит свою почти возлюбленную писать ему письма, что смягчит горечь расставания и сохранит надежду на откат.
Пиши — прошу я одного…
😢 В финальных строках автор сравнивает письма от вчерашней возлюбленной с могильными цветами, только вот похоронено под их цветом не тело, а сердце, умершее без любви.
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы —
С могилы сердца моего!
😢 На этом стих и завершается, оставляя нас на кладбище любви, где старательные землекопы уже роют могилу отношений между Панаевой и Некрасовым, пусть гроб и привезут только через девять лет.
Жанр, тема, композиция и тропы
📝 Стихотворение написано в жанре любовной лирики и имеет линейное развитие композиции, где нет повторов и пересечений сюжетных линий.
Тема стиха – это временное расставание, которое является предвестником полной разлуки.
Рифмовка комбинированная – кольцевая, перекрестная и смежная (полпути – разлуки – муки – прости – силы – одного – милы – могилы - моего), где все рифмы открытого типа (заканчиваются на гласную).
Художественные выразительные средства:
- ✔ Эпитеты (последнее роковое прости).
- ✔ Анафора (Мы разошлись… – Мы разлучились…).
- ✔ Сравнение («письма милы, как цветы с могилы»).
- ✔ Метафора (могила сердца моего).
💕 В финале анализа предлагаем перечитать ещё один стих из панаевского цикла стихотворений – «Прости», написанный в 1856 году и расширяющий видение отношений между «крестьянским поэтом» и красавицей с двумя мужьями – официальным и любимым до поры.