Текст
Мне снилось: мы умерли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гроба
Поставлены рядом.
Развернуть
Когда мы сказали — довольно?
Давно ли, и что это значит?
Но странно, что сердцу не больно,
Что сердце не плачет.
Бессильные чувства так странны,
Застывшие мысли так ясны,
И губы твои не желанны,
Хоть вечно прекрасны.
Свершилось: мы умерли оба,
Лежим с успокоенным взглядом,
Два белые, белые гроба
Поставлены рядом.
1908 год.
💕 Роман Гумилева и Дмитриевой (Черубины де Габриак) был короток, но ярок, оставив после себя сожженное поле эмоций и бессмертные стихи. Один из них, о взаимной смерти во сне, лежит на нашем столе анализа для детального препарирования перед отправкой в закрома памяти.
Стихотворение написано в 1908 году под воздействием чар Дмитриевой, недаром девушку называли ведьмой, что, впрочем, не было обидным прозвищем в начале XX века, на волне Серебряного века.
Рыцарь и колдунья
✨ Встретились Елизавета и Николай в 1907 году в Париже, где Гумилев слушал курс лекций по французской литературе. Пара пересекалась и позже, после возвращения поэта в Россию, но роковая искра хорошо просматривалась и во Франции, и в России, ведь из-за Дмитриевой Николай стрелялся на дуэли с Волошиным (1909 год) и был недалек от самоубийства в Париже.
☝ Заметим, что Елизавета не была ТОП среди русских красоток, лицо не выражало никакого изящества, разве что глаза горели каким-то странным внутренним огнем. Плюс Дмитриева хромала, над чем в русском кругу Парижа потешались, правда беззлобно.
Николай и Елизавета встречались, писали вместе стихи, мечтали о будущем, но предложение руки и сердца «ведьма» отвергла, выбрав между Гумилевым и Волошиным последнего за его демонический внешний вид и кипение внутри.
💥 Это и стало потом причиной дуэли, слава Богу оба дуэлянта остались живы – у Волошина две осечки, Гумилев пальнул в молоко (случайно или специально, неизвестно).
Много позже Гумилев называл Дмитриеву сумасшедшей женщиной, а при упоминании её имени становился серым, но это позже, а на момент написания строк в груди Рыцаря бушевало пламя любви.
Смерть символ разлуки
☝ В первой строфе стихотворения лирический герой признается в страшном сне, где ему снилось, что он вместе с возлюбленной умер и оба лежат в белых гробах.
Мне снилось: мы умерли оба,
Лежим с успокоенным взглядом…
Эта картина символизирует смерть отношений, точнее прорисовывает процесс их умирания, так как судороги у любви ещё были, вспомним перестрелку с Волошиным через год.
Бессильные чувства так странны,
Застывшие мысли так ясны…
Чувства Гумилева были бессильны, ибо это Елизавета отвернулась от него в сторону другого, зато мысли о будущем застыли и стало ясно, что его совместного нет.
☠ Финал стихотворения – это констатация факта смерти:
Свершилось: мы умерли оба,
Лежим с успокоенным взглядом…
🤣 Так и тянет за язык сказать Аминь, но не будем столь ироничны, ибо и сами бывали биты в любовных битвах, а Николай в отношениях с Дмитриевой получил важный опыт, который потом использовал для покорения Ахматовой и добился успеха, пусть и временного.
Жанр, рифма и средства выразительности
📝 Стих написан в жанре мистической элегии и имеет кольцевую композицию, так как начинается и заканчивается смертью лирического героя со своей возлюбленной.
Рифмовка перекрестная (о́ба – взгля́дом – гро́ба – ря́дом) с открытой и закрытой женской рифмой (предпоследний слог ударный).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (белые гробы, успокоенный взгляд, бессильные чувства, желанны, прекрасны).
- ✔ Олицетворения (сердце не плачет, сердцу не больно).
- ✔ Риторические вопросы во второй строфе.
😢 Печальненькое такое стихотворение о неразделенной любви, когда лучше увидеть свою смерть во сне, чем в реале переживать пренебрежение собой.