Пейзажная лирика Заболоцкого

Оригинал текста

В тумане облачных развалин
Встречая утренний рассвет,
Он был почти нематериален
И в формы жизни не одет.

Развернуть

Зародыш, выкормленный тучей,
Он волновался, он кипел,
И вдруг, веселый и могучий,
Ударил в струны и запел.

И засияла вся дубрава
Молниеносным блеском слез,
И листья каждого сустава
Зашевелились у берез.

Натянут тысячами нитей
Меж хмурым небом и землей,
Ворвался он в поток событий,
Повиснув книзу головой.

Он падал издали, с наклоном
В седые скопища дубрав.
И вся земля могучим лоном
Его пила, затрепетав.

1953 год.


✨ Мастерство Николая Заболоцкого, как поэта-пейзажиста, ещё раз подтверждается в «Дожде», написанном на позднем этапе творчества, в 1953 году.

Главное место в произведении отводится утреннему дождику, который, словно бы, омывает природу и помогает ей проснуться от ночного сна.

💧 Стих рисует перед нами поэтическую картину приближения и воцарения дождя, когда только-только он был зародышем-тучкой на горизонте и вот заполнил все пространство между небом и землей, поливая последнюю ручьями утренней прохлады.

Оживление природы поэтом

☝ В данном стихотворении Заболоцкий показывает природу живым существом, где дождик сначала похож на зародыша, а потом бьет в струны и поет, березки же под его струями разминают суставы и умываются.

Такая подача позволяет связать воедино природу, человека и небо, когда они переплетаются и составляют единое целое, образуют планету Земля в бесконечной Вселенной.

👼 С помощью же олицетворений автор строк решает проблему передачи материала читателю в наиболее простой и доступной форме, созданные образы близки сердцу человека и не заставляют его домысливать строки.

Краткий анализ пяти катренов

☝ Первый катрен показывает процесс зарождения утреннего дождя, когда он только формируется в «тумане облачных развалин» и ещё не имеет четкого материального очертания.

Он был почти нематериален
И в формы жизни не одет…

⛈ И вот этот зародыш (строфа №2), этот выкормыш туч, набирает силу, пусть волнуется, но закипает, и начинает песню, ударяя в струны и проливая на землю первые капли.

И вдруг, веселый и могучий,
Ударил в струны и запел…

☝ В третьем катрене мы видим, как умывается под утренним дождиком дубрава, которая разминает суставы-ветви и серебрится под струями живительной влаги.

Шаг за шагом, дождь набирает силу и вот уже он занимает все пространство между небом и землей, становясь связующим звеном между природой, миром людей и бесконечным небом. Земное и неземное связывается единой нитью дождя, вода оживляет мир и наполняет его силами для очередного дня.

И вся земля могучим лоном
Его пила, затрепетав…

🌿 На этом стих завершается, оставляя нас в сияющей дубраве, утолившей жажду и теперь ждущей лучей солнца, чтобы завершить утренний туалет и в очередной раз украсить своей зеленью мир.

 
 

Жанр, тема, рифма, тропы

☝ Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики, его основная тема – это утреннее пробуждение природы под струями освежающего дождя.

Рифмовка перекрестная (развалин – рассвет – нематериален – одет), где открытая рифма встречается только в третьей строфе, в остальных катренах она закрытая.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (утренний рассвет, зародыш веселый, седые скопища).
  2. ✔ Олицетворения (ударил в струны и запел, повиснув книзу головой, земля пила).
  3. ✔ Метафоры (туман облачных развалин).

💕 Явления природы нередко становились главными героями стихов Заболоцкого, например, в стихотворении «Гроза идет», мы видим приближение грозового фронта, где кроме дождя живут горящие стрелы молний и каменный грохот грома. Хороший стих, насыщенный образами, прочитайте его.

Читает Павел Морозов

Развернуть