Приближение грозы

Текст

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Развернуть

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

1957 год.


⚡️За год до своей смерти, в 1957 году, Николай Заболоцкий пишет стихотворение, в котором показана грозная гримаса природы – приближение могучей грозы.

Стих относится к поздней лирике зрелого поэта, поэтому в нем есть нотки философии и толика ностальгии по прошлому, по прошедшей почти жизни.

Гроза зрелости пришла

😢 Заболоцкому многое пришлось повидать в жизни – он прошел сталинские лагеря, годами не публиковался и писал в стол, надеясь, что когда-то его строки прочтут.

3 года каторги по ложному обвинению остались позади, но оставили осадок, вместе с тем поэт не потерял любви к жизни. Восстановление в Союзе писателей СССР позволило Николаю Алексеевичу начать публиковаться, но его строки проходили три цензуры, что накладывало свой отпечаток на творчество.

✨ В произведении «Гроза идет» не только описание приближения небесного катаклизма, но и прорисовка образа сраженного молнией кедра, с которым поэт, вольно-невольно, сравнивает себя.

Анализ семи катренов

👀 В первом катрене мы видим приближение грозовой тучи, которая взяла на время в заложники небо, и движется, вытянув перед собой устрашающий фонарь молний. Автор оживляет это природное явление с помощью олицетворений – «нахмуренная туча», «фонарь в руке», а лирический герой (сам Заболоцкий) появляется на сцене стихотворения во второй строфе.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром…

За жизнь автор строк ни раз встречался с грозой нос в нос, она ловила его, чтобы показать своё величие, она била поэта ветром с дождем, чтобы тот написал о её силе… и вот он пишет.

☝ Во второй части стиха внимание акцентируется не на грозе, а на её последствиях – кедре, расщепленном метким ударом молнии пополам. Этот памятник грозе стоит у автора строк под окном и, даже в солнечный и ласковый день, напоминает о гневе природы.

Вот он — кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен…

😢 Ближе к финалу лирический герой обращается к кедру, сравнивая его с собой, ведь он тоже пострадал от молний судьбы, от ударов рока.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца...

😢 В финальном катрене герой задается вопросом, почему и он не умер у крыльца, как погибло искалеченное грозой дерево. Наверное, потому, что душа сохранила лютый голод к жизни, а любить и петь он продолжит до самой смерти, до которой ещё был год творчества, год службы Музе и своим читателям. Аминь.

 
 

Тема, жанр, рифма, тропы

☝ Стихотворение написано хореем в жанре пейзажной лирики с грустными философскими нотками.

Композиция линейная и развивается последовательно, слагаясь в единую конструкцию из семи катренов (четверостиший) с перекрестной рифмовкой (туча – вдалеке – тягуча – руке). Доминируют открытые рифмы, но имеются и закрытые (расщеплен – небосклон, серебром – гром).

Тема произведения – приближение грозы и описание её последствий (расщепленного молнией кедра), где автор сравнивает себя с поврежденным деревом и ностальгирует.

☝ Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (робкие шаги, белый блеск, темный небосклон, лютый голод).
  2. ✔ Олицетворения (нахмуренная туча, она меня ловила, туча с протянутой рукой).
  3. ✔ Метафоры (каменный гром, мертвая корона, живое сердце древесины, иглы почерневшие осыпают звездами, ворвался в высоту).
  4. ✔ Анафора (сколько раз…).

Отметим также четыре восклицания, которые помогают автору в нужных местах усилить эмоциональный фон и акцентировать внимание читателя на важных местах произведения.

💕 Напоследок рекомендуем перечитать стих Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», написанный на 10 лет ранее, в 1947 году, и показывающий параллели между природным миром и человеком.

Слушаем произведение онлайн

Развернуть