Текст
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Развернуть
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
1957 г.
💕 Стихотворение написано Николаем Заболоцким в 1957 году и входит в цикл стихов «Последняя любовь». "Признание" - это видение любви со стороны уже зрелого мужчины, когда нежность есть не только в словах, но и в делах.
Пролог стиха
😪 В период написания строк в жизни Заболоцкого происходит личная драма разрыва отношений и параллельно рождаются новые чувства. Поэт расстается со своей бывшей женой Екатериной Клыковой, любовь к которой помогла ему выжить во мраке сталинских лагерей, где Николая провел 8 лет.
На этом болезненном этапе в жизни Заболоцкого появляется Наталья Роскина, девушка 28 лет, страстная поклонница его творчества. Новые чувства рождают желание жить. Но ещё не могут перекрыть многолетние отношения с Екатериной, поэтому Николай находится между двумя стихиями.
Кому из девушек посвящен стих вопрос, скорее всего, тут собирательный образ женщины, к которой автор обращается в строках, исполненных нежности.
Слова признания
👀 В стихотворение мы видим обращение к женщине в виде признания, где автор слов старается заглянуть в душе объекта своего поклонения, преклоняется перед ней и открывает нам красоты её внутреннего мира.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою
☝ Она не весела и не печальна, её венчал ветер в поле, но сердце женщины заковано в оковы внутренней неприступности и красоты, которую воспевают поэты. Называя даму обручальной песней (метафора), автор видит в ней последнюю свою любовь, любовь навсегда, любовь до гроба, а может и далее. Вместе с тем есть в женщине изюминка сумасшествия, что снимает её образ с нарисованного портрета и делает его живым.
В признании есть слезы и стихи, это ключик к душе женщины, колени которой поэт обжигает горячими слезами и словами любви. Восточные брови говорят о непреклонном характере дамы, а оголенные руки показывают её женственность и внешнюю привлекательность.
В последней строфе золотые слова признания:
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
👼 Искренность слов и действий лирического героя не могут не тронуть сердце красавицы и в финале по её лицу текут слезы. Автор задается вопросом, глядя не них – это ответ «Да» или ему всё это только чудится?
Прекрасные строки великого поэта, которые учат нас отношению к женщине и показывают, что признаться в любви можно и без подарка в виде последней версии Айфона – для этого достаточно любить и видеть в даме микс внутренней и внешней красоты.
Анализ средств выразительности
☝ Стихотворение написано в жанре любовной лирики с помощью перекрестной рифмовки (околдованы – обвенчана – закована – женщина). Размер строк трехстопный анапест, состоящий из пяти катренов.
Глубину и выразительность стихотворению придают средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты и метафоры.
Метафоры: «песнь моя обручальная» и «с ветром обвенчана». Первое метафорическое сравнение указывает нам на последнюю любовь лирического героя и серьезность его намерений, второе показывает свободу женщины на данный момент, так как сейчас она обвенчана только с ветром.
Сравнения: «словно с темного неба сошедшая» и «словно в оковы закована». Первое сравнивает женщину с метеоритом или звездой, упавшей с неба, второй показывает её неприступность.
Эпитеты: «горькая, милая (ты)» и «темного неба».
💕 «Признание» - это одно из наиболее душевных стихотворений Николая Заболоцкого, которое по праву входит в золотой фонд русской любовной лирики.