красивое лицо

Текст

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Развернуть

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

1955 год


💕 В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Николай Заболоцкий рисует психологические портреты людей на основе их физиогномики. По мнению автора, лица людей способны многое рассказать нам о человеке – его грехах и пороках, милосердии и добродетели.

Разбор стихотворения

☝ Стих состоит из двух взаимосвязанных частей, в первое даётся описание «хороших и плохих» лиц, во второй Заболоцкий уходит в воспоминания и рисует образ человека, который навсегда останется в его памяти. В нем внешняя неказистость, сполна компенсируется внутренним светом и душевным теплом.

😒 Если лица, которые лепят на себя маску величия, но являются лишь воплощением раздутого малого, а бывают лица, которые напоминают жалкие лачуги с таким же запустением внутри человека.

Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

😡 Есть лица, напоминающие тюрьмы – с таким человеком нельзя поговорить о красоте неба, ибо он его видит только через решетку, но встречаются и лица, подобные пустующим башня, которые видны издалека, но внутри пусты, как старая консервная банка…

Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

По лицу человека можно сказать, если присмотреться на уголки губ, просвет глаз и мимику, что там спрятано внутри, за внешним занавесом, за маской снаружи.

 
 

Хижина в воспоминаниях прошлого

☝ Во второй части стиха Заболоцкий вспоминает прошлое и видит в нём неказистую хижину с небогатым убранством, которая буквально излучала тепло, а из её приземистого окошка:

Струилось дыханье весеннего дня.

💔 Не всегда внешняя неказистость говорит о внутренней духовной пустоте, как и далеко не всегда показная роскошь имеет внутри нечто большее, чем пустота и осколки небытия.

Средства выразительности

Из средств выразительности Заболоцкий использует в стихотворении:

  • ✔ Сравнения.
  • ✔ Антонимы.
  • ✔ Метафоры.
  • ✔ Эпитеты.

Сравнения помогают противопоставить внешнее и внутреннее, выражение лица и мир внутри человека. Вот основные сравнения в стихе:

  1. ✔ Словно темница.
  2. ✔ Подобные пышным порталам.
  3. ✔ Как солнце сияющих нот.
  4. ✔ Другие (лица) — как башни.

Антоним – «великое… в малом», а из метафор выделим:

  1. ✔ Где варится печень и мокнет сычуг.
  2. ✔ Лица / закрыты решетками, словно темница.

В первом сравнении несложно представить лицо, которое сморщено и ничтожно, но это не влияние старости, а отражение пустоты внутреннего мира.

😢 Во втором случае один взгляд на лицо говорит, что этот человек отгородился от всего мира, с ним невозможно вести дружескую беседу и надеяться на откровенность и приятный диалог.

Также в стихотворении есть несколько эпитетов, наделяющих выразительностью ряд существительных – это «жалкие лачуги», «пышные порталы» и «ликующие песни». Прилагательное является в этом случае определяющим словом и передает существительному новые качества и свойства.

✨ С помощью стихотворения Заболоцкий хочет показать, что лицо человека является отражением его внутреннего мира и по особенностям физиогномики можно многое узнать о людях.


Читает стих Б Ветров

Развернуть