Текст
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Развернуть
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
1955 год
💕 В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Николай Заболоцкий рисует психологические портреты людей на основе их физиогномики. По мнению автора, лица людей способны многое рассказать нам о человеке – его грехах и пороках, милосердии и добродетели.
Разбор стихотворения
☝ Стих состоит из двух взаимосвязанных частей, в первое даётся описание «хороших и плохих» лиц, во второй Заболоцкий уходит в воспоминания и рисует образ человека, который навсегда останется в его памяти. В нем внешняя неказистость, сполна компенсируется внутренним светом и душевным теплом.
😒 Если лица, которые лепят на себя маску величия, но являются лишь воплощением раздутого малого, а бывают лица, которые напоминают жалкие лачуги с таким же запустением внутри человека.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
😡 Есть лица, напоминающие тюрьмы – с таким человеком нельзя поговорить о красоте неба, ибо он его видит только через решетку, но встречаются и лица, подобные пустующим башня, которые видны издалека, но внутри пусты, как старая консервная банка…
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
По лицу человека можно сказать, если присмотреться на уголки губ, просвет глаз и мимику, что там спрятано внутри, за внешним занавесом, за маской снаружи.
Хижина в воспоминаниях прошлого
☝ Во второй части стиха Заболоцкий вспоминает прошлое и видит в нём неказистую хижину с небогатым убранством, которая буквально излучала тепло, а из её приземистого окошка:
Струилось дыханье весеннего дня.
💔 Не всегда внешняя неказистость говорит о внутренней духовной пустоте, как и далеко не всегда показная роскошь имеет внутри нечто большее, чем пустота и осколки небытия.
Средства выразительности
Из средств выразительности Заболоцкий использует в стихотворении:
- ✔ Сравнения.
- ✔ Антонимы.
- ✔ Метафоры.
- ✔ Эпитеты.
Сравнения помогают противопоставить внешнее и внутреннее, выражение лица и мир внутри человека. Вот основные сравнения в стихе:
- ✔ Словно темница.
- ✔ Подобные пышным порталам.
- ✔ Как солнце сияющих нот.
- ✔ Другие (лица) — как башни.
Антоним – «великое… в малом», а из метафор выделим:
- ✔ Где варится печень и мокнет сычуг.
- ✔ Лица / закрыты решетками, словно темница.
В первом сравнении несложно представить лицо, которое сморщено и ничтожно, но это не влияние старости, а отражение пустоты внутреннего мира.
😢 Во втором случае один взгляд на лицо говорит, что этот человек отгородился от всего мира, с ним невозможно вести дружескую беседу и надеяться на откровенность и приятный диалог.
Также в стихотворении есть несколько эпитетов, наделяющих выразительностью ряд существительных – это «жалкие лачуги», «пышные порталы» и «ликующие песни». Прилагательное является в этом случае определяющим словом и передает существительному новые качества и свойства.
✨ С помощью стихотворения Заболоцкий хочет показать, что лицо человека является отражением его внутреннего мира и по особенностям физиогномики можно многое узнать о людях.