Клод Моне Сирень на солнце

Текст

Импрессионизм в искусстве – это стремление к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений в отрыве от действительности.

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.

Развернуть

Он понял масла густоту, —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

1932 г.


🌸 В непростой для себя отрезок жизни, в 1932 году, Осип Мандельштам пишет стихотворение «Импрессионизм», которое родилось под влиянием картины Клода Моне «Сирень на солнце». Стих пытается разгадать чары французского художника, зафиксировавшего вечность с помощью холста и красок.

Мандельштам и Моне

✨ Клод Моне был одним из основателей импрессионизма – направления в живописи, когда художник дает волю личным переживаниям, отрываясь от статичной действительности.

У Осипа Мандельштама Моне был одним из любимых художников, а его картина с сиренью считалась поэтом вершиной импрессионизма, посему он и решил написать об этом полотне стихотворение.

☝ Ида, любовь к Моне развилась ещё во Франции, где Мандельштам учился в 1908-1910 годах и посещал лекции Бергсона.

Краткий анализ

👀 Стихотворение является, по большому счету, поэтическим анализом картины французского импрессиониста Моне от поклонника его таланта Мандельштама, только в этом анализе больше души, чем технических моментов.

В первом катрене поэт, используя элементы символизма, передает нам образ сирени на картине. По версии Осипа Эмильевича сирень находится на полотне в глубоком обмороке, настолько она недвижима и статична – ни одно дуновение ветра не шевельнет её цвета. Вместе с тем она живая, настолько реально передана художником, да и обморок не смерть.

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени…

Этим умением зафиксировать реальность с фотографической точностью и восхищается поэт в начале стиха.

Для подобного мало просто взять в руки кисть и подготовить холст, надо знать много секретов живописи и смешать их в единый коктейль с собственным мастерством.

Он понял масла густоту…

☝ Для передачи знойного лета Моне сумел оптимально подобрать состав и густоту масла (красок), что позволило передать не только лиловый взрыв сирени, но и духоту июля.

Тени на картине, как двери в неизведанное, а девушка под кустом, как символ загадочности, пусть её образ и не подчеркнут, а черты не прорисованы.

Автор строк даже сумел разглядеть на полотне Моне шмеля, который своим мохнатым жужжанием ставит последний мазок на шедевре французского художника.

И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель…

💕 Моне написал свою «Сирень» в 1872-73 годах, а в 1932 году Мандельштам создал свой шедевр с описанием этого полотна француза. Великое породило великое и круг творчества замкнулся.

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики, которая в стихотворной форме описывает полотно французского импрессиониста.

Композиция линейная, события в произведении развиваются последовательно.

Рифмовка кольцевая со смежной между второй и третьей строчками катрена (изобразил – сирени – ступени – положил). Рифмы открытые и закрытые.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Метафоры (обморок сирени, красок звучные ступени, запекшееся лето, лиловым мозгом разогрето).
  2. ✔ Эпитеты (звучные ступени, жирные голуби, сумрачный развал).
  3. ✔ Сравнение («краски, как струпья положил»).

💕 Разбавить импрессионизм Моне предлагаем стихотворением «Улица Мандельштама», которое написано Осипом Эмильевичем в 1935 году. Стих показывает, что юмору есть место даже в тяжелую минуту воронежской ссылки, когда поэт с женой практически голодали.

Читает Михаил Лангерман

Развернуть