Детские стихи Мандельштама

Оригинал текста

Гудит и пляшет розовый
Сухой огонь березовый
На кухне! На кухне!
Пекутся утром солнечным
На масле на подсолнечном
Оладьи! Оладьи!

Развернуть

Горят огни янтарные,
Сияют, как пожарные,
Кастрюли! Кастрюли!
Шумовки и кофейники,
И терки, и сотейники —
На полках! На полках!

И варится стирка
В котле-великане,
Как белые рыбы
В воде-океане:
Топорщится скатерть
Большим осетром,
Плывет белорыбицей,
Вздулась шаром.

А куда поставить студень?
На окно! На окно!
На большом на белом блюде —
И кисель с ним заодно.
С подоконника обидно
Воробьям, воробьям:
— И кисель, и студень видно —
Да не нам! Да не нам!

Хлебные, столовые, гибкие, стальные,
Все ножи зубчатые, все ножи кривые.
Нож не булавка:
Нужна ему правка!
И точильный камень льется
Журчеем.
Нож и ластится и вьется
Червяком.
— Вы ножи мои, ножи!
Серебристые ужи!

У точильщика, у Клима,
Замечательный нажим,
И от каждого нажима
Нож виляет, как налим.

Трудно с кухонным ножом,
С непослушным косарем;
А с мизинцем перочинным
Мы управимся потом!
Вы ножи мои, ножи!
Серебристые ужи!

У Тимофеевны
Руки проворные —
Зерна кофейные
Черные-черные:
Лезут, толкаются
В узкое горло
И пробираются
В темное жерло.

Тонко намолото каждое зернышко,
Падает в ящик на темное донышко!

На столе лежат баранки,
Самовар уже кипит.
Черный чай в сухой жестянке
Словно гвоздики звенит:
— Приходите чаевать
Поскорее, гости,
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте!

Мы, чаинки-шелестинки,
Словно гвоздики звеним.
Хватит нас на сто заварок,
На четыреста приварок:
Быть сухими не хотим!

Весело на противне
Масло зашипело —
То-то поработает
Сливочное, белое.Все желтки яичные
Опрокинем сразу,
Сделаем яичницу
На четыре глаза.

Крупно ходит маятник —
Раз-два-три-четыре.
И к часам подвешены
Золотые гири.

Чтобы маятник с бородкой
Бегал крупною походкой,
Нужно гирю подтянуть —
ВОТ ТАК — НЕ ЗАБУДЬ!

1926 год.


🥄 Погрузиться в мир кастрюль, чайников, сковородок и котлов предлагает стихотворение «Кухня», написанное Осипом Мандельштамом в 1926 году и адресованное, по большей части, детям.

Стих годно описывает вечную кухонную революцию, когда сотейники не могут поделить место на плите с кофейниками, а рачительные хозяйки успевают между готовками и постирать белье в котле-великане.

Мандельштам в 1926 году

✨ С 1925 по 1930 год Мандельштам практически не писал стихов, так как что «Кухня» редкое исключение того периода творчества. Возможно, именно проза помогла Осипу Эмильевичу отвлечься от привычных печальных образов, которые доминировали в его стихах, и написать что-то позитивное, близкое к жизни и не омраченное печалью.

Краткий анализ

☝ К счастью сегодня коммунальные квартиры остались только в кино, но любой из нас прекрасно понимает, что это такое, а если есть сомнения, то Мандельштам их развеет в этом стихотворении. Да, тут показана только кухня, но поверьте, подобная суета царила и в других частях коммуналки.

Пекутся утром солнечным
На масле на подсолнечном
Оладьи! Оладьи!

👀 С первых строк мы погружаемся в пучину кухни, где с самого утра подпрыгивают на подсолнечном масле оладьи, а шумовки, кофейники, терки и сотейники только готовятся вступить в бой за желудок человека.

На фоне готовки отдельным образом прорисована стирка, когда в огромном котле на плите варится белье (котел заменял стиральную машину, было и так). Из котла торчит скатерть, словно бы белая рыба с открытым ртом, да и другое белье надувается от варки и вздувается шарами, создавая сказочные образы.

И варится стирка
В котле-великане…

💥 Кухня не вмещает всей суеты, слишком много аппетитов на нее рассчитывают, слишком голодны жильцы и им некогда ждать, пока освободится место. Студень идет остывать на окно, за ним убегает в прохладу подоконника и кисель, что вызывает интерес разве что у уличных воробьев.

Отдельный образ Мандельштам создал и ножам, так как на кухне их великое множество и все при деле. За ножами проглядывается борода точильщика Клима, который отвечает за остроту ножей и на отлично справляется с задачей.

У точильщика, у Клима,
Замечательный нажим…

Далее на сцене кухни появляется самовар, чай и кофе, но кому-то и ещё не до чаепития, и он с голодными глазами делает яичницу, на сводя глаз с её шипящих глазниц.

👼 Над всем этим кухонным миром висят часы, отмеряя, сколько вариться яйцами, как не пережарить рыбу и не опоздать к обеду.

 
 

Композиция, жанр, рифма и тропы

☝ Произведение написано в жанре бытовой лирики, имеет линейное развитие композиции и свободную (смежная и комбинированная) рифмовку (розовый – березовый – кухне – солнечным – подсолнечном – оладьи).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (розовый огонь, белое блюдо, столовые ножи, точильный камень, душистый чай).
  2. ✔ Инверсии (огонь березовый, огни янтарные, ножи зубчатые).
  3. ✔ Сравнение («варится стирка, как белые рыбы в воде-океане», «ножи – серебристые ужи»).
  4. ✔ Олицетворение (нож виляет, масло зашипело).

💕 В финале анализа, давайте, покинем кухню, перестанем подсматривать за чужой готовкой, и рассмотрим полотно Клода Моне «Сирень на солнце», которое хорошо описано в стихотворении «Импрессионизм» от 1932 года.

Слушаем стих онлайн

Развернуть