Осип Мандельштам

Оригинал текста

Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется,
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поется.

Развернуть

Не слышно птиц. Бессмертник не цветет,
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывет,
Среди кузнечиков беспамятствует слово.

И медленно растет, как бы шатер иль храм,
То вдруг прокинется безумной Антигоной,
То мертвой ласточкой бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.

О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья.
Я так боюсь рыданья Аонид,
Тумана, звона и зиянья.

А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется,
Но я забыл, что я хочу сказать,
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.

Все не о том прозрачная твердит,
Все ласточка, подружка, Антигона...
А на губах, как черный лед, горит
Стигийского воспоминанье звона.

Ноябрь 1920 года.


😢 Стихотворение написано Осипом Мандельштамом осенью 1920 года и показывает безысходность, когда прошлое сожжено в топке революции и будущее видится в кровавом тумане. Стих "Ласточка" содержит глубокое междустрочие, где автор зашифровал то, что нельзя было в 1920 году писать не только на бумаге, но и на заборах.

Мандельштам в 1920 году

✨ Во время Гражданской войны Мандельштам с будущей женой Хазиной скитаются по России, несколько раз проходя на тоненького около старухи с косой. Поэт с Музой исколесили юг России, Украину, побывали в Грузии, а в Крыму Мандельштама арестовали белые, но после поэт мог с ними же бежать из России, но отказался.

В октябре 1920 года, с помощью Бориса Пастернака, Мандельштам отправляется в Москву из Тифлиса и прибывает в столицу, как дипкурьер с грузом диппочты.

На этом фоне скитаний и возвращения в Москву и пишется «Ласточка» - одно из самых сложных для восприятия философских стихотворений Мандельштама.

Краткий анализ

☝ Сразу отметим яркие, пусть и печальные образы, которые создает Осип Эмильевич в произведении с помощью эпитетов. Слепая ласточка, сухая река, пустой челнок, мертвая ласточка, черный лед – все они создают атмосферу безысходности, царствующей в России начала 20-х годов XX века.

Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется…

На этом фоне забываются слова, которые вот-вот просились на волю с плацдарма губ, что-то несказанное застряло в груди и мешает дышать кислородом, пусть он и с выраженной примесью пролетарской водки и чеснока.

👼 В произведении есть мифологические вкрапления – тут и безумная Антигона (из-за гордости взяла и повесилась когда-то) и рыдающие Аониды (титанические музы Аонии).

Я так боюсь рыданья Аонид,
Тумана, звона и зиянья…

Несколько раз лирический герой повторят, что он забыл, что хотел сказать, как будто маскируя под этим не забывчивость, а невозможность в 1920 году говорить то, чего нельзя.

Все ласточка, подружка, Антигона...

💥 Ласточка в контексте стихотворения – это погибающее прошлое, на смену которому пришло жестокое настоящее. Ласточка сравнивается с суицидальной Антигоной, участь которой решена, но вместе с тем она именуется и подружкой, ведь это умирающее прошлое дорого сердцу автора строк.

 
 

Жанр, рифма и средства выразительности

☝ Стихотворение написано в жанре философской лирики, имеет минорное звучание и полифоническую композицию.

Рифмовка перекрестная (сказать – вернется – играть – поется), где во всех катренах, кроме третьего, открытая и закрытая рифма комбинируются (в третьей строфе только закрытая).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (слепая ласточка, ночная песня, пустой челнок, черный лед, стигийская нежность).
  2. ✔ Метафоры (зрячих пальцев стыд, выпуклая радость узнаванья).
  3. ✔ Олицетворения (мысль… вернется).
  4. ✔ Инверсии (табун ночной, ветка зеленая, мысль бесплотная).

💕 Философская лирика – это любимый жанр Мандельштама, ведь в нём можно легко прятать скрытые образы между строк. Пример тому стих «Концерт на вокзале», где с помощью поэтическо-философской маскировки поэт прощается не только с прошлой эпохой, но и с близкими друзьями, покинувшими этот мир по естественной и неестественной причине – Анненским, Блоком и Гумилевым.

Читает Юлия Рутберг

Развернуть