Собор Notre Dame в Париже

Текст

Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и — радостный и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Развернуть

Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…

1912 год.


✨ С 1908 по 1910 год Мандельштам временами учится во французской Сорбонне, а также увлекается поэзией Франции и старофранцузским эпосом. Находясь в Париже Осип восхищен собором Notre Dame, которому и посвящает одноименное стихотворение, написанное чуть позже, в 1912 году, но не потерявшему ни одной из красок восхищения.

Стих «Нотр Дам» - это ода акмеиста парижскому собору, это хвала мастерству архитектора и преклонение перед величием вечности.

Поэтический фон стиха

😢 В 1911 году Мандельштам уже приехал из ласковой Франции и учится в Питере на романо-германском отделении историко-филологического факультета, где, впрочем, особого рвения к граниту науки не проявляет.

В этом же году Осип знакомится с Блоком и продолжается его дружба с Гумилевым, судьба которого окажется так же трагична, как и у Осипа Эмильевича.

На личном фронте Музы то появляются, то исчезают, некоторые из них удостоены чести быть награжденными стихами, некоторые уходят так, низко опустив голову долу или, наоборот, высоко подняв курносый нос).

Разбор строк

👀 Уже в первой строфе Notre Dame мы видим восхищение его величием, его откровенным великолепием, его архитектурной мощью.

Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

🕍 Сравнивая собор с Адамом, Мандельштам сравнивает одно великолепное творение с другим – оба они появились благодаря Богу, только во втором случае божественное передавалось через талант архитектора.

Автор, словно бы, находится внутри храма, он видит и пытается сопоставить его изящество и мощь, тонкие линии отделки и силу многотонных конструкций.

С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

При всей божественной помощи, один из столпов Нотр Дам обычный строительный отвес, который охраняет вертикаль конструкций и позволяет им удерживать огромный вес, как пушинку.

В соборе можно рассмотреть мощь Египта с его громадами-пирамидами, но и есть и толика христианской робости, заметной в тонкой вязи и кружевах отделки.

😊 В финале лирический герой надеется когда-нибудь тоже создать какой-нибудь шедевр, пусть это будет и не храм на фундаменте, а собор на бумаге.

И я когда-нибудь прекрасное создам…

К сожалению, жизнь Мандельштама была оборвана Сталиным, и мы можем только гадать, сколько ещё великих стихов смог бы создать поэт, сколько эмоций бы он подарил миру и насколько бы украсил его.

 
 

Анализ филолога

🤔 Отсутствие мистической составляющей позволяет нам отнести стих к акмеизму, стихотворный размер шестистопный ямб с пиррихием, который помогает создать в произведении строгую ритмичность.

Композиция развивается последовательно и состоит из нескольких частей:

  1. Взгляда в прошлое, когда на месте собора стояла римская базилика и сравнение Notre Dame с Адамом.
  2. Описание тяжести романской культуры зодчества и легкости готики в архитектуре собора.
  3. Взгляда в будущее, когда и автор строк создаст что-то великое.

✨ Из художественных троп выделим:

  1. Олицетворения (играет мышцами… свод, распластывая нервы (Адам), чудовищные ребра).
  2. Эпитеты (легкий свод, тайный план, дерзкий свод, грузные стены, недобрая тяжесть, непостижимый лес).
  3. Антитеза (египетская мощь – христианская робость).
  4. Метафоры (играет мышцами крестовый легкий свод, здесь позаботилась пружинных арок сила, души… рассудочная пропасть).

☝ Любителям акмеизма и творчества Мандельштама будет интересно также стихотворение «Я ненавижу свет», написанное в этом же году, но рисующее иную поэтическую картину – поэта-строителя, заполняющего своим творчеством пустоту мира.

Читает Юлия Рутберг

Развернуть