Старый Петербург

Текст

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Развернуть

Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! Я ещё не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня ещё есть адреса́,
По которым найду мертвецов голоса́.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

декабрь 1930


Краткий анализ

✨ В 1930 году ещё не написан роковой «Горец», но страх уже витает и в Ленинграде, и в самой душе Мандельштама. В этом момент и пишется "Ленинград", сюжетную линию которого начинают строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз.

☝ В этом году нищета ходила вокруг да около поэта, он находился в постоянном поиске заработка, печатали его редко и с жильём были проблемы. В поисках лучшей доли Мандельштам приезжает в Ленинград, где останавливается у брата, в доме №31, на 8-ой линии.

Свидание с городом было недолгим, но его хватило, чтобы воспоминания нахлынули волной и смешались с горьким чувством беспокойства за день завтрашний. Чёрное предчувствие поэт отражает строками:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

😢 Мандельштам понимает, что наслаждаться надо каждой минутой воспоминаний, ибо не далёк день, когда и по нему зазвонит колокол. Вместе с тем, поэт не чувствует себя обречённым –

Петербург! Я ещё не хочу умирать!

Ещё есть надежда, что всё перемелется и жизнь наладится.

 
 

✨ Поэт подмешивает в туман воспоминаний атрибуты нового дня – чёрную лестницу, вырванный звонок, который реально был возле двери в квартиру брата. Чёрная лестница символична, ей должно было найтись место, даже если бы Мандельштам остановится на пару дней в Питере во дворце. Чёрный цвет – цвет печали и страдания, а лестница хитрое инженерное сооружение, ведь по ней можно идти и вверх, и вниз.

Последние строки показывают напряжение 30-ых годов. Ночные гости в это время приходят только из НКВД, а стук дверной цепочки в 1930 году может легко перейти в громыхание кандалов.

💕 На фоне трагизма автора строк, в стихотворение ощущается любовь к Петербургу. Ленинград Мандельштам не зря называет по-старому, так как именно Питер ассоциируется у него с радостью «детских припухших желез», первой любовью и незабываемым ароматом юности.

Это ещё не прощание с Ленинградом – это привет любимому городу, погружение в марево прошлого и тревожное ожидание будущего, которое уже крадётся волком за Осипом по городским мостовым.

Жанр, размер, рифма и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре элегии четырехстопным анапестом и имеет парную рифмовку (слез – желез, скорей – фонарей), где доминируют закрытые рифмы (слово заканчивается на согласную).

Композиция развивается линейно, сюжетная линия не имеет выраженных повторов.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (лестница черная, декабрьский денек, речные фонари).
  2. ✔ Метафоры (кандалами цепочек дверных, к зловещему дегтю подмешан желток, рыбий жир ночных фонарей, в висок ударяет вырванный с мясом звонок).
  3. ✔ Инверсии (лестница черная, цепочки дверные).

Слушаем Ленинград

Почувствовать трагизм стихотворения поможет чтение этих бессмертных строк Анатолием Белым.

Развернуть