Редкое фото Мандельштама

Текст

Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.

Развернуть

Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь;
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.

Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей;

И хрупкой раковины стены,–
Как нежилого сердца дом,–
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем...

1911 год.


✨ В первом сборнике стихов Мандельштама «Камень» есть интересное стихотворение «Раковина», анализ которого мы и выносим сегодня на ваш суд. Стих написан под влиянием акмеизма и показывает необходимость заполнять любую пустоту, в том числе пустоту души.

История создания

В 1911 году Осип Эмильевич приехал из Европы, где обучался, но семья стала испытывать нужду и деньги на обучение закончились. В этой связи Осип поступает на историко-филологический факультет в Питере, но не относится к числу студентов с высоким рвением к учебе.

🤔 Этот творческий период называется периодом «Камня», так назывался первый сборник поэта, в который вошли произведения начального этапа творчества. В 1911 году чувствуется преклонение Мандельштама перед творчеством Тютчева, его суровость в поэзии Осип пытается компоновать с ребячеством (извините за слог) Поля Варлена.

Разбираем стих

☝ В первой строфе лирический герой обращается к ночи, сравнивая себя с выброшенной на берег раковиной без жемчужин.

Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.

🤔 Вопрос героя – может я не нужен такой, без жемчуга внутри, когда есть и другие раковины, с драгоценностями в своем домике?

Во второй строфе Мандельштам рисует поэтическую картину равнодушного моря, которое видело мириады раковин и с жемчугом, и без него. Может быть эта раковина все-таки придется ко двору, может ложь её пустоты приглянется?

Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.

Хорошо заметна параллель с людьми, когда один надеется на открытые объятья другого, не взирая на свои проблемы, не смотря на опустошение души от былой страсти.

Эта параллель ярко прорисовывается в строфе №3, где рисуется идиллическая картина морского берега и раковины на нём.

☝ Строфа №4 завершает картину, представляя, как стены хрупкой и пустой раковины, похожей на дом нежилого сердца, наполняются звуками моря, ветром и дождем на берегу.

Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем…

Помните пустую раковину, приложив ухо к которой мы слышим шум моря? Это та раковина, о которой пишет Мандельштам. Она была выброшена на берег без жемчуга, но море не оставило ей и наполнило шепотом своих волн, подарив вечность и наполнив собой навсегда.

 
 

Анализ филолога

📝 Стихотворение написано в четыре авторские строфы четырехстопным ямбом в жанре философской лирики. Рифмовка перекрестная (нужен – мировой – жемчужин – твой), где все рифмы в первых трех строфах закрытые, в четвертой смесь открытых (стены – пены) и закрытых.

Композиция развивается последовательно и завершается преобразованием пустой раковины без жемчужин в дом, который наполнен шепотом моря, туманом, ветром и дождем.

👀 Из художественных троп отметим:

  1. Метафоры (колокол зыбей, стены сердца).
  2. Сравнения (как нежилого сердца дом, как раковина).
  3. Олицетворения (шепот пены, ты поешь (море).
  4. Эпитеты (хрупкая раковина, огромный колокол, нежилое сердце).

Слушаем аудио онлайн

Развернуть