Текст
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.
Развернуть
Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь;
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.
Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей;
И хрупкой раковины стены,–
Как нежилого сердца дом,–
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем...
1911 год.
✨ В первом сборнике стихов Мандельштама «Камень» есть интересное стихотворение «Раковина», анализ которого мы и выносим сегодня на ваш суд. Стих написан под влиянием акмеизма и показывает необходимость заполнять любую пустоту, в том числе пустоту души.
История создания
В 1911 году Осип Эмильевич приехал из Европы, где обучался, но семья стала испытывать нужду и деньги на обучение закончились. В этой связи Осип поступает на историко-филологический факультет в Питере, но не относится к числу студентов с высоким рвением к учебе.
🤔 Этот творческий период называется периодом «Камня», так назывался первый сборник поэта, в который вошли произведения начального этапа творчества. В 1911 году чувствуется преклонение Мандельштама перед творчеством Тютчева, его суровость в поэзии Осип пытается компоновать с ребячеством (извините за слог) Поля Варлена.
Разбираем стих
☝ В первой строфе лирический герой обращается к ночи, сравнивая себя с выброшенной на берег раковиной без жемчужин.
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.
🤔 Вопрос героя – может я не нужен такой, без жемчуга внутри, когда есть и другие раковины, с драгоценностями в своем домике?
Во второй строфе Мандельштам рисует поэтическую картину равнодушного моря, которое видело мириады раковин и с жемчугом, и без него. Может быть эта раковина все-таки придется ко двору, может ложь её пустоты приглянется?
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.
Хорошо заметна параллель с людьми, когда один надеется на открытые объятья другого, не взирая на свои проблемы, не смотря на опустошение души от былой страсти.
Эта параллель ярко прорисовывается в строфе №3, где рисуется идиллическая картина морского берега и раковины на нём.
☝ Строфа №4 завершает картину, представляя, как стены хрупкой и пустой раковины, похожей на дом нежилого сердца, наполняются звуками моря, ветром и дождем на берегу.
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем…
Помните пустую раковину, приложив ухо к которой мы слышим шум моря? Это та раковина, о которой пишет Мандельштам. Она была выброшена на берег без жемчуга, но море не оставило ей и наполнило шепотом своих волн, подарив вечность и наполнив собой навсегда.
Анализ филолога
📝 Стихотворение написано в четыре авторские строфы четырехстопным ямбом в жанре философской лирики. Рифмовка перекрестная (нужен – мировой – жемчужин – твой), где все рифмы в первых трех строфах закрытые, в четвертой смесь открытых (стены – пены) и закрытых.
Композиция развивается последовательно и завершается преобразованием пустой раковины без жемчужин в дом, который наполнен шепотом моря, туманом, ветром и дождем.
👀 Из художественных троп отметим:
- Метафоры (колокол зыбей, стены сердца).
- Сравнения (как нежилого сердца дом, как раковина).
- Олицетворения (шепот пены, ты поешь (море).
- Эпитеты (хрупкая раковина, огромный колокол, нежилое сердце).