Гильдебрандт-Арбенина и Мандельштам

Оригинал текста

Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий воздух пуст.

Развернуть

Я больше не ревную,
Но я тебя хочу,
И сам себя несу я,
Как жертву палачу.
Тебя не назову я
Ни радость, ни любовь.
На дикую, чужую
Мне подменили кровь.

Еще одно мгновенье,
И я скажу тебе,
Не радость, а мученье
Я нахожу в тебе.
И, словно преступленье,
Меня к тебе влечет
Искусанный в смятеньи
Вишневый нежный рот.

Вернись ко мне скорее,
Мне страшно без тебя,
Я никогда сильнее
Не чувствовал тебя,
И все, чего хочу я,
Я вижу наяву.
Я больше не ревную,
Но я тебя зову.

1920 год.


💕 Стихотворение легло на бумагу под пером Мандельштама в 1920 году и является ярким примером любовно-интимной лирики. Стих написан на фоне разлуки Осипа Эмильевича с девушкой и передает искренние порывы сердца мужчины, который хочет не мстить за отверженность, а служить объекту своего обожания.

Кто главная героиня стиха?

✨ Главная героиня стиха художница Гильдебрандт-Арбенина, с которой у Мандельштама был роман в 1920 году. По ряду причин роман оказался коротким и пара рассталась, но этот разрыв не сопровождался скандалами и угрозами.

Ольге Гильдебрандт-Арбениной Осип посвятил цикл стихотворений, этот же стих наиболее яркий из тех, что были написаны после разлуки.

Кстати, художнице посвящал стихи не только Мандельштам, но и Кузьмин с Гумилевым, вторая жена Николая Степановича (Энгельгардт) стала впоследствии подругой Ольги Арбениной.

Краткий анализ

☝ С первой строфы понятно, что Осип и Ольга (герой и героиня) расстались, но Мандельштам не хочет на 100% разрывать с девушкой отношения, надеясь, если не быть её любовью, то хотя бы служить своей королеве.

Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить….

😢 Да, губы сухи от ревности, но без возлюбленной воздух становится для лирического героя пуст – пусть хоть что-то, чем ничего. Предложением оставаться рядом с героиней герой желает смягчить удар для своего сердца, признаемся, судя по произведению, большого сердца.

Во второй строфе-восьмистишии видим признание, что ревность постепенно отходит, но желание обладать героиней остается – физика чуть-чуть побеждает лирику. Для этого он приносит себя в жертву, оставаясь рядом, когда надо уйти, забыть и суровыми нитками заштопать раны на окровавленном сердце.

И сам себя несу я,
Как жертву палачу…

💕 Дальше – больше, в третьей строфе герой делает ещё одно признание – в героине он более находит мучение, а не радость. Его манит нежность рта девушки, губы которой искусаны в смятении отказа от отношений, он возвращается к Ольге, как преступника тянет на место преступления, чтобы ещё раз пережить взрыв эмоций и тяжесть падения.

В последней строфе видно, что Мандельштам, несмотря на разлуку, не потерял веры в восстановление отношений с Ольгой. Он зовет девушку вернуться в его объятия, вернуться и разогнать его страх одиночества.

Вернись ко мне скорее,
Мне страшно без тебя…

👼 Завершается стих признанием в отсутствии ревности (ой ли) и ещё одним зовом к возлюбленной в надежде, что она его услышит и уступит мольбам поэта.

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

☝ Стихотворение написано в жанре любовной лирики, имеет линейное развитие композиции и перекрестную рифмовку (другими – служить – сухими – ворожить), где есть открытые и закрытые рифмы.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (сухие губы, нежный рот, пересохшие уста).
  2. ✔ Метафоры (дремучий воздух, губами ворожить)
  3. ✔ Сравнение («себя несу, как жертву палачу»).

💕 В финале предлагаем оценить ещё один стих, посвященный Гильдебрандт-Арбениной – произведение «Возьми на радость из моих ладоней», написанное в том же 1920 году е5ще до расставания пары.

Читает Анатолий Белый

Развернуть