Текст
Ты снишься миру снова, снова,-
весна! - я душу распахнул;
в потоках воздуха ночного
я слушал, слушал горний гул!
Развернуть
Блаженный блеск мне веял в очи.
Лазурь торжественная ночи
текла над городом, и там,
как чудо, плавал купол смуглый,
и гул тяжелый, гул округлый
всходил к пасхальным высотам!
Клубились бронзовые волны,
и каждый звук, как будто полный
густого меда, оставлял
в лазури звездной след пахучий,
и Дух стоокий, Дух могучий
восторг земли благословлял.
Восторг земли, дрожащей дивно
от бури, бури беспрерывной
еще сокрытых, гулких вод...
Я слушал, в райский блеск влюбленный,
и в душу мне дышал бездонный
золотозвонный небосвод!
И ты с весною мне приснилась,
ты, буйнокудрая любовь,
и в сердце радостном забилась
глубоким колоколом кровь.
Я встал, крылатый и высокий,
и ты, воздушная, со мной...
Весны божественные соки
о солнце бредят под землей!
И будут утром отраженья,
и световая пестрота,
и звон, и тени, и движенье,
и ты, о, звучная мечта!
И в день видений, в вихре синем,
когда блеснут все купола,-
мы, обнаженные, раскинем
четыре огненных крыла!
1922 год.
🍃 В произведении о могуществе возрождения весны Владимир Набоков смешал жанры пейзажной и любовной лирики, показав яркими красками поэта одновременное пробуждение природы и любви. Стихотворение написано в 1922 году, когда Владимир Владимирович уже покинул Россию, не желая жить в стране большевиков, не имея интереса строить светлый социализм на бурой крови русского народа.
Набоков в 1922 году
✨ В 1922 году Набоков переезжает в Берлин, где продолжает писать стихи и делает перевод на русский «Алисы в стране чудес» Кэрролла. Вместе с тем творчество не приносит должного дохода, и автор «Лолиты» зарабатывает переводами, которые можно назвать «хлебом» для многих русских поэтов (Ахматова, Бродский и т д.).
Этот год стал последним для отца Набокова, убитого весной на лекции Милюкова, где он пытался защитить последнего от выстрела черносотенца.
Ты снишься миру снова
👼 Начало стихотворения полно бравурных ноток – поэт описывает ожидание весны природой, когда и человек распахивает душу для потоков освежающего весеннего воздуха.
Ты снишься миру снова, снова,-
весна! - я душу распахнул…
☝ Автор подчеркивает, насколько важна и ожидаема для мира весна, ведь она есть не только пробуждение природы, но и время перерождения человека. В это время пускают ростки новые чувства и возрождается вчерашняя любовь, пробиваясь свежими побегами из возрождающегося сердца.
И ты с весною мне приснилась,
ты, буйнокудрая любовь…
Весной человек встает во весь рост, он тянется за весной душой, обрастая новыми ветвями жизни, пусть до времени сбора плодов ещё и далеко.
💕 Завершается стих на торжественной ноте – лирический герой Набокова сливается в обнаженном танце любовного воскрешения со своей подругой, приветствуя весну двумя парами огненных крыльев любви.
мы, обнаженные, раскинем
четыре огненных крыла!..
☝ Анализируя финал стихотворения, создается впечатление, что Набоков сравнивает весну с раем Эдема, когда Адам и Ева ещё не стыдились наготы своей, ещё не испытывали боли и страха… Но змей уже был недалеко и от предложенного им яблока было не спрятаться.
Жанр, композиция и тропы
📝 Произведение написано в миксте жанров пейзажной и любовной лирики, имея двухчастотную композицию, где первая часть посвящена описанию весны, а вторая описывает пробуждение любви. Всего восемь строф – начинается стих с катрена, потом три шестистишия и ещё четыре строфы в четыре строчки.
Тема стиха – это весеннее перерождение мира, когда обновляется божественная декорация природы и пробуждаются ото сна чувства человека.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (гул тяжелый, бури беспрерывные и т д.).
- ✔ Метафоры (клубились волны, буйнокудрая любовь, блаженный блеск, плавал купол смуглый, дух могучий, восторг земли, божественные соки и пр.).
- ✔ Олицетворения (земля дрожащая, дышал небосвод, забилась кровь).
Также отметим большое количество инверсий («лазурь звездная» и пр.), сравнение («как чудо, плавал купол») и анафору в предпоследней строфе.