Полный текст
В этот светлый вечер мая,
В этот час весенних грёз,
Матерь Бога пресвятая,
Дай ответ на мой вопрос.
Развернуть
Там теперь сгустились тени,
Там поднялся аромат,
Там он ждёт в тоске сомнений,
Смотрит в темень наугад.
Поцелуи, ласки, речи
И сквозь слёзы сладкий смех…
Неужели эти встречи —
Только сети, только грех?
В тусклых днях унылой прозы.
Нежеланного труда,
Час свиданья видят грёзы,
Светит дальняя звезда.
Неужели искру рая
Погасить и встретить ночь?
Матерь Бога пресвятая,
Ты сумеешь мне помочь!
Ты услышишь, Матерь-Дева,
Горький девичий вопрос
И ответишь мне без гнева
В этот час весенних грёз.
1894 год.
💖 На раннем этапе творчества, в 1894 году, Валерий Брюсов пишет стихотворение-обращение «Одна», где от лица девушки задает Божьей Матери вопросы о греховности любви. Стих вошел в сборник «Chefs d’oeuvre» и опубликован в 1896 году, став для поэта одной из ступеней к вершине творческого мастерства.
По сюжету произведения мы видим майский вечер, когда девушка томится в ожидании любви и обращается к Матери Бога с вопросом:
Неужели эти встречи —
Только сети, только грех?
💕 Она грезит поцелуями и ласками, считая любовь яркой звездой на небосводе человеческого бытия. Неужели встречи с любимым – это грех? Неужели всё то светлое, что открывают человеку чувства, под запретом и только печать венчания снимает камень табу для любви между людьми?
😊 Девушка спрашивает из-под Брюсова)), неужели Бог готов затушить искры любовного рая и опустить на душу влюбленного ночь?
Неужели искру рая
Погасить и встретить ночь?
💕 В финале стиха девица с утвердительной надеждой свой вопрос дублирует, уже уверенная, что Божью мать не станет гневаться и даст ей ответ в этот час весенних грез, когда сердце вырывается из груди в поисках и ожидании любви.
Жанр и средства выразительности
📝 Стихотворение легло на бумагу в жанре любовной лирики с тонкой примесью философии, заставляя человека задуматься над простыми, казалось бы, вопросами бытия.
Композиция кольцевая и состоит из шести катренов, где в первом четверостишии мы видим вопрос-обращение к матери Бога, а в последней строфе девушка уже уверена, что её услышат и дадут ответ.
☝ Рифмовка перекрестная (ма́я – грез – пресвята́я – вопро́с) с закрытыми и открытыми рифмами.
Художественные тропы:
- ✔ Эпитеты (светлый вечер, весенние грезы, сладкий смех, дальняя звезда).
- ✔ Метафоры (тусклые дни, искра рая)
- ✔ Олицетворение (видят грезы).
☝ Отметим также несколько риторических вопросов, перечисления, анафору (Там – Там – Там) и восклицание в предпоследнем четверостишии, где ближе к финалу девушка выражает уверенность, что помощь свыше придет и она получит ответ.