Зинаида Николаевна Гиппиус в 1896 году

Текст

Изнемогаю от усталости,
Душа изранена, в крови…
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?

Развернуть

Мы исполняем волю строгую,
Как тени, тихо, без следа,
Неумолимою дорогою
Идем – неведомо куда.

И ноша жизни, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей…
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.

Без ропота, без удивления
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас без вдохновения
И полюбить, создав, не мог.

Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.

1896 год.


✨ Стихотворение о крике души, написанное Зинаидой Гиппиус в 1896 году, действительно, больше похоже на возглас боли страдающего человека, оно до краев наполнено мукой и разочарованием от неисполненных Богом надежд. Откуда у 27-летней поэтессы столько уныния и отчаянья, что подвигло написать эти мрачные строки?

Фон стихотворения

😱 В 1896 году супруги Мережковские живут в знаменитом доме Мурузи, где квартира превратилась в философско-литературный салон и является ковчегом для творческого мира Питера. Гиппиус безусловный лидер и идейный вдохновитель вечеров, она арбитр и судия, она компас и ветер, дующий в паруса.

Для поддержания имиджа лидера надо показывать свою исключительность, в чем и помогает поэзия, что и заметно в стихе «Крик», которым поэтесса хочет докричаться до сердец своих адептов и поклонников величиной своего Я.

Краткий анализ строф

☝ В первом катрене лирическая героиня Гиппиус представлена нам в образе персонажа с израненной душой и страдающего от усталости жизни. Она жалуется, что над ней нет высшей любви, над ней нет высший жалости…

Изнемогаю от усталости,
Душа изранена, в крови…

☝ Второй-третий катрены показывают картину рабской покорности, когда люди следуют строго воли Господа и бредут, подобно теням, по неведомой дороги жизни вплоть до финала, где их ждет вечно запертая дверь в рай.

И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей…

Человек всю жизнь следует воле Бога, создавшего его без особого вдохновения, а после создания забросившего, забыв полюбить. Никто сверху не видит людских страданий, небеса только падают на могилу человека, как могильная плита и говорят Аминь. Это версия Зинаиды Николаевны, оставим её мнение при авторе.

А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.

😢 Такое противостояние Богу нужно поэтессе для собственного утверждения в глазах литературной паствы, она бросает вызов Господу, в надежде ускорить признание на земле, а до смерти конфликт с высшими силами можно как-то разрулить).

 
 

Тропы, рифма, жанр

☝ Стихотворение написано в жанре философской лирики, имеет линейную композицию и перекрестную рифмовку (усталости – крови – жалости – любви), где большинство рифм открытые.

Из средств художественной выразительности отметим:

  1. ✔ Эпитеты (запертые двери, бессильная толпа, могильная плита).
  2. ✔ Олицетворения (слепые небеса, душа изранена).
  3. ✔ Инверсии (плита могильная, воля строгая, давят небеса, ноша крестная, толпа бессильная, кончина неизвестная).
  4. ✔ Метафору (ноша жизни).

✨ В финале рекомендуем прочесть стих Гиппиус «Иди за мной», который является заветом поэтессы своим последователям, хотя и написан в 1895 году, когда еще «цвесть, да цвесть».

Читает Елена Перцева

Развернуть