Текст
Сергею Платоновичу Каблукову
Люблю тебя, Петра творенье...
Твой остов прям, твой облик жёсток,
Шершавопыльный ‒ сер гранит,
И каждый зыбкий перекрёсток
Тупым предательством дрожит.
Развернуть
Твоё холодное кипенье
Страшней бездвижности пустынь.
Твоё дыханье ‒ смерть и тленье,
А воды ‒ горькая полынь.
Как уголь, дни, ‒ а ночи белы,
Из скверов тянет трупной мглой.
И свод небесный, остеклелый
Пронзён заречною иглой.
Бывает: водный ход обратен,
Вздыбясь, идёт река назад...
Река не смоет рыжих пятен
С береговых своих громад,
Те пятна, ржавые, вкипели,
Их ни забыть, ‒ ни затоптать...
Горит, горит на тёмном теле
Неугасимая печать!
Как прежде, вьётся змей твой медный,
Над змеем стынет медный конь...
И не сожрёт тебя победный
Всеочищающий огонь, ‒
Нет! Ты утонешь в тине чёрной,
Проклятый город, Божий враг,
И червь болотный, червь упорный
Изъест твой каменный костяк.
1909 год СПБ.
✨ В 1908 году, после трехлетнего отсутствия, Гиппиус и Мережковский возвращаются в Россию, где у Зинаиды Николаевны случается рецидив старых болячек. Возможно, это одна из причин написания в 1909 году стихотворения «Петербург», где северная Пальмира показана поэтессой не в самом лучшем свете.
Краткий анализ катренов
В первой строфе мы видим поэтический образ Питера – жестокий облик прямого остова, покрытый пылью гранита, где на каждом перекрестке поджидает предательство.
И каждый зыбкий перекрёсток
Тупым предательством дрожит…
😢 Город холоден и бездвижен той бездвижностью, которая страшней пустынной, в дыхании Петербурга лирическая героиня видит только тление и смерть, а его воды полны горечи.
Дни в этом рассаднике сырости черны, а ночи белы, он более похож на кладбище, которое не спасает даже шпиль Исаакиевского собора…
И свод небесный, остеклелый
Пронзён заречною иглой…
🤔 Все в Санкт-Петербурге навыворот, Нева может течь вспять, пытаясь безрезультатно смыть ржавые пятна берегов, кусками темных тел проступающие на петровской земле.
Неизменен только медный конь и на нём медный же змей – так поэтесса называет Петра, построившего град на костях.
Как прежде, вьётся змей твой медный,
Над змеем стынет медный конь...
😢 Последняя строфа-катрен – это пророчество гибели городу, который, по версии Гиппиус, утонет в черной тине, как Божий враг (история помнит про петровские грехи). Будущее Питера в чреве болотного червя, поглощающего его каменный костяк, обращая прах к праху.
И червь болотный, червь упорный
Изъест твой каменный костяк.
Рифма и тропы
☝ Стихотворение написано с помощью перекрестной рифмовки (жесток – гранит – перекресток – дрожит), где есть закрытые и открытые рифмы.
Композиция линейная с выраженным финалом в виде пророчества.
Из языковых средств выразительности отметим:
- ✔ Эпитеты (шершавопыльный, холодное кипенье, водный ход, рыжие пятна, всеочищающий огонь, проклятый город).
- ✔ Метафоры (зыбкий перекресток, свод небесный пронзен заречною иглой, горит на темном теле неугасимая печать, изъест твой каменный костяк).
- ✔ Олицетворения (перекресток дрожит, идет река).
- ✔ Сравнения («дыханье – смерть и тлен», «воды – горькая полынь», «как уголь дни»).
- ✔ Инверсии (червь болотный, червь упорный).
Частично пророчество Гиппиус сбылось, когда в 1917 году Питер стал Петроградом и по его улице каталась черная кровь бунта революции, сжирая остатки монархии и превращая золото церквей в труху большевизма.
💥 За революцию, за её кровь и смерть, поэтессы напишет потом ни раз, одним из наиболее знаковых стихотворений Гиппиус на тему октябрьского бунта является произведение «Веселье», написанное в конце октября 1917 года.