Зинаида Гиппиус в 1905 году

Текст

Печали есть повсюду…
Мне надоели жалобы;
Стихов слагать не буду…
О, мне иное жало бы!

Развернуть

Пчелиного больнее,
Змеиного колючее…
Чтоб ранило вернее, -
И холодило, жгучее.

Не яд, не смерть в нем будет;
Но, с лаской утаенною,
Оно, впиваясь, — будит,
Лишь будит душу сонную.

Чтобы душа дрожала
От счастия бессловного…
Хочу — святого жала,
Божественно-любовного.

1905 год.


✨ Зинаида Гиппиус отличалась оригинальным взглядом на мир, даже её манера одеваться полностью соответствовала поэзии – была броской и нешаблонной. Тем интересней взгляды, которые поэтесса пытается нам передать через строки стихотворений, ведь с их помощью проще понять, кем же была Зинаида Николаевна – «рыжей дьяволицей» или яркой поэтессой.

Сегодня на разделочном столе блога Stihirus24 лежит стих «Святое», написанный Гиппиус в 1905 году, когда поэтесса была неформальным лидером питерского салона в доме Мурузи.

Хочу святого жала

☝ В первой строфе стихотворения лирическая героиня, за маской которой поблескивают зеленые глаза Гиппиус, жалуется прямо в ухо читателю, что ей надоели постоянные жалобы на печали. Жало стихов стало не такое острое, да и много душ заковано в броню традиций, норм и правил, поэтому в них сложно ими жалить.

Стихов слагать не буду…
О, мне иное жало бы!

☝ Героиня желает другого жала, чтобы было оно больнее пчелиного, колючее змеиного, чтобы укус был более верным, а результат жгуч.

Такое новое жало разбудит сонные души, от чего те задрожат, видя сумрак реальности и не в силах увернуться от кинжального удара.

В финальных строчках героиня признается, какое жало хочет, какое будет разить больно и точно:

Хочу — святого жала,
Божественно-любовного…

Ничто так не выжигает душу, как любовь, никакой яд не сравнится с любовным нектаром, который был отравлен отказом, изменой или предательством.

 
 

Вывод от филолога

✨ Стихотворение написано в жанре философской лирики, имеет последовательное развитие композиции – от желания героини бороться с печалями, через выбор орудия борьбы к остановке выбора на святом любовном жале.

Рифмовка перекрестная (повсюду – жалобы – буду – жало бы), где закрытые рифмы есть только в третьем катрене, в остальных строфах только открытые.

☝ В произведении немного художественных троп, но они есть.

Эпитеты:

  • ✔ Божественно-любовного.
  • ✔ Счастие бессловное.
  • ✔ Ласка утаенная.
  • ✔ Святое жало.
  • ✔ Душа сонная.

Также есть несколько инверсий (ласка утаенная, душу сонную), которые придают строкам выразительность и помогают в желаемой рифмовке.

💕 В финале порекомендуем прочитать стих «Пауки», написанный в 1903 году, где нарисован поэтический образ борьбы лирической героини в келье жизни с серостью и закрепощенностью бытия.

Петербург Зинаиды Гиппиус

Развернуть