девушка в окне

Текст

Окно мое высоко над землею,
Высоко над землею.
Я вижу только небо с вечернею зарею,
С вечернею зарею.

Развернуть

И небо кажется пустым и бледным,
Таким пустым и бледным...
Оно не сжалится над сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю,
Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
Не знаю...

И это желание не знаю откуда
Пришло, откуда,
Но сердце хочет и просит чуда,
Чуда!

О, пусть будет то, чего не бывает,
Никогда не бывает.
Мне бледное небо чудес обещает,
Оно обещает.

Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете...
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.

Март 1893 года.


✨ В 1893 году, когда пишется стихотворение «Песня», Зинаида Гиппиус уже 4 года замужем, но стих посвящен томительному ожиданию девушки, только ждет она уже не принца, а высшего, неземного счастья. Произведение является годным примером ранней лирики поэтессы Серебряного века, где символизм помогает передавать через строки всю глубину своих мыслей.

Анализ 6 катренов

👀 В первой строфе мы видим лирическую героиню, которая смотрит из высокого окна на вечернюю зарю и грустит в одиночестве вечера.

Окно мое высоко над землею,
Высоко над землею…

☝ Не забываем про символизм в строках Гиппиус, поэтому первый катрен можно перевести так – желания героини слишком оторваны от земли, она стремится только к высокому идеалу, который пока (?) недостижим.

Во второй строфе томление продолжается, небо встречает взгляд лирической героини бледной серостью, ему глубоко пополам больное сердце девицы. Конечно, в погоне за высшими идеалами, сложно довольствоваться мелкими земными победами, зато не так напрягают поражения девичьего бытия.

Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю…

☠ Далее героиня описывает чувство приближения смерти, которая видится одним из немногих выходов на фоне безумия печали. Стремления высоки, но цели не имеют четких контуров, сердце умоляет о чуде, но упирается в стену бледного и пустого вечернего неба, занятого исключительно своими неземными делами…

В финальном катрене лирическая героиня признается, что причина её слез неверный обет стремиться к тому, чего нет на свете. Желая покорить земными желаниями неземные мечты, героиня обожглась и сейчас печально смотрит из высокого окна в одиночестве своего разбитого хрусталя…

Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.

 

 
 
 

Средства выразительности

☝ Стих написан в жанре философской лирики в шесть авторских строф-катренов и имеет рифмовку, при которой все четыре строки перерифмованы между собой (землею – землею – зарею – зарею) и стоят из двух пар в концовке.

Из художественных средств, используемых поэтессой для повышения выразительности, отметим:

  • ✔ Эпитеты (пустое и бледное небо, безумная печаль, вечерняя заря, неверный обет).
  • ✔ Олицетворения (небо на сжалится, желание пришло, сердце просит).
  • ✔ Инверсии (сердце бедное, печаль безумная).

Отметим также использование элементов аллитерации, что у Гиппиус прием частый и достаточно эффективный для передачи нужного настроения в строках.

💕 Чем-то этот стих напоминает произведение Зинаиды Николаевны «Бессилье», написанный на год позже. Можете сами сравнить, есть что-то общее, похожее на печальную песню по мотиву. И там, и там героиня находится между близким Имею и далеким Хочу.

Док фильм Темное стекло"

👍 Хороший документальный фильм про Зинаиду Гиппиус, который поможет лучше понять жизнь и творчество поэтессы.

Развернуть