Текст
Все как раньше: в окна столовой
Бьется мелкий метельный снег,
И сама я не стала новой,
А ко мне приходил человек.
Развернуть
Я опросила: «Чего ты хочешь?»
Он сказал: «Быть с тобой в аду».
Я смеялась: «Ах, напророчишь
Нам обоим, пожалуй, беду».
Но, поднявши руку сухую,
Он слегка потрогал цветы:
«Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты».
И глаза, глядевшие тускло,
Не сводил с моего кольца.
Ни один не двинулся мускул
Просветленно-злого лица.
О, я знаю: его отрада —
Напряженно и страстно знать,
Что ему ничего не надо,
Что мне не в чем ему отказать.
1 января 1914
💕 С какой целью Ахматова часто использует в своих стихотворениях образ таинственного мужчины – это вопрос, на который при жизни Анна Андреевна не ответила. Предположительно, это желание досадить мужу Николаю Гумилёву или же просто сказка, навеянная поэтическим воображением. Очередной образ мы видим в стихотворении «Гость», написанном в первый день 1914 года.
Кто ты, пришелец?
☝ В первой строфе видно неизвестного человека, который приходит к героине под шелест метели. Фраза «Всё как раньше» предполагает, что этот визит не первый, но время ничего не меняет:
… сама я не стала новой…
❓ На вопрос, чего ты хочешь, гость отвечает, что желает побывать с героиней в аду. Это можно интерпретировать, как предложение интима, ведь измена для замужней девушки предполагает ад. Героиня не выступает с резким отказом, а переводит ответ гостя в шутку, что больно ударило реальной жизни по Гумилёву, который предположил наличие у Анны любовника.
Продолжая анализ, переходим к третьей строфе, которая продолжает диалог героини с таинственным мужчиной. Предыдущая шутка не застала его врасплох и сейчас гость переходит в наступление:
Расскажи, как тебя целуют,
Расскажи, как целуешь ты.
💔 Из этих простых строк понятно, что в прошлом интима между ними не было, ведь мужчине ничего неизвестно про поцелуи дамы. Спрашивая, он не сводит взгляда с кольца, подчеркивая этим, что играет на грани фола с замужней девушкой. Вместе с тем посетитель спокоен и холоден, он не предпринимает никаких действий, как бы прощупывая героиню Ахматовой.
Последняя строфа развенчивает все предположения о любовнике, ведь строки:
Что ему ничего не надо,
Что мне не в чем ему отказать.
Ясно говорят, что отказать гостю не в чем, так как ему ничего не надо.
А можно ли устоять против чёрта?
❓ Возможно, в образе гостя поэтесса показывает чёрта, перед искушением которого каждая девушка должна устоять. Этот искуситель никогда не переходит в открытую атаку, ведь его цель не тело, а душа. Человек должен сам пойти на грех, для этого его и надо искусить.
Спешное прочтение неправильно интерпретирует фразу героини «мне не в чем ему отказать». Если не учитывать предыдущую строку, то можно подумать, что женщина сдалась и в аду стало на одно место меньше, но «ему ничего не надо» говорит об обратном. Не получая душу, искуситель не нуждается в теле, поэтому ничего и не просит, кроме детских вопросов о поцелуях. Впрочем, это лишь вариант.
Жанр, тема, рифма и тропы
☝ Стихотворение написано анапестом в жанре интимной лирики с примесью философских ноток и имеет последовательное, сюжетное развитие композиции с выраженным поэтессой финалом.
Рифмовка перекрестная (столовой – снег – новый – человек), где во всех катренах открытая рифма чередуется с закрытой.
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (просветленно-злое лицо, мелкий метельный снег, напряженно и страстно, глядевшие тускло).
- ✔ Инверсия (рука сухая).
Отметим во второй строфе элементы диалога, которые оживляют стих и сильную концовку, где открывается безысходность незнакомца и отсутствие у него любого желания.
💕 Красивое стихотворение с глубиной строк, которое кроме внешней привлекательности за счёт простоты рифмы, таит в себе потаённый смысл и заставляет задуматься.
Аудиозапись
Развернуть
В финале анализа предлагем аудиозапись чтения стихотворения. Читает стих Ульяна Бродецкая.