Оригинал текста
Стоит на небе месяц, чуть живой,
Средь облаков струящихся и мелких,
И у дворца угрюмый часовой
Глядит, сердясь, на башенные стрелки.
Развернуть
Идет домой неверная жена,
Ее лицо задумчиво и строго,
А верную в тугих объятьях сна
Сжигает негасимая тревога.
Что мне до них? Семь дней тому назад,
Вздохнувши, я прости сказала миру,
Но душно там, и я пробралась в сад
Взглянуть на звезды и потрогать лиру.
1918 год.
🌜 Череда печальных ночных образов представлена нам Анной Ахматовой в стихотворении «Ночь», созданном в 1918 году. В строках чувствуется приверженность акмеизму, когда автор предпочитает предметность и точность слова, временно противопоставляя их романтическому духу.
Ночные образы Ахматовой
✨ В стихотворении мы видим череду ночных образов, которые наблюдает лирическая героиня, делающая в конце стиха философское резюме.
🌛 Первый яркий образ – это месяц на небе. Он получает от поэтессы чуточку жизни с помощью олицетворения «живой», что с первых строк помогает автору передать реалистичность происходящего в полночной тишине.
Второй образ – это мрачный часовой, охраняющий ночной дворец и посматривающий временами на башенные часы.
И у дворца угрюмый часовой
Глядит, сердясь, на башенные стрелки…
Он сердится от медлительности времени, пытаясь силой своего скупого воображения ускорить ход стрелок.
💔 Третий образ в стихотворении – это неверная жена, идущая от любовника с печатью строгости и задумчивости на лице. Вряд ли она смакует свой грех, скорее принимает его, как неизбежность, как необходимость человека в кислороде для жизни.
Последний, четвертый, образ верной жены размыт объятьями сна, в котором она схвачена тугими тисками отречения от страсти.
🤔 Третий катрен отдан на откуп философскому размышлению лирической героини Ахматовой. Она признается, что этот ночной мир уже не её, она от него отреклась неделю назад и сегодня наблюдает ночь исключительно чтобы глотнуть свежего воздуха, выйдя из своей клетки отречения.
Но душно там, и я пробралась в сад
Взглянуть на звезды и потрогать лиру.
Звезды те же, лира звучит так же, поэтому можно возвращаться в дом одиночества, давно покинутый Николаем Гумилевым и совсем недавно Борисом Анрепом.
Размер, рифма, композиция и тропы
📝 Произведение написано шестистопным ямбом, имеющим двухсложную стопу со вторым ударным слогом.
Композиция состоит из двух частей – перечисления ночных образов в первых двух катренах и вывода лирической героини в последнем четверостишии.
Рифмовка перекрестная (живо́й – ме́лких – часово́й – стре́лки) с открытой (жена – сна) и закрытой, женской и мужской рифмой.
✨ Художественные выразительные средства:
- Олицетворение (стоит чуть живой месяц).
- Эпитеты (угрюмый часовой, башенные стрелки, неверная жена, задумчиво и строго, верная, тугие объятья).
- Метафоры (объятья сна, сжигает тревога, потрогать лиру).
☝ Отметим контраст лирической героини в последней строфе с образами луны, часового и неверной жены, которые более полны жизни, пусть и так же далеки от счастья.
💖 Ахматова любила ночь и много про неё писала, глядя на луну. Если вам тоже нравится это время суток, то рекомендуем стих «Белой ночью», написанный поэтессой в 1911 году и относящейся к жанру любовной лирики.