Тайная любовь Ахматовой

Текст

Б.В. Анрепу

Я не знаю, ты жив или умер,
На земле тебя можно искать
Или только в вечерней думе
По усопшем светло горевать.

Развернуть

Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.

Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.

1915 год.


💕 Ещё одну потаенную страницу своей любви открывает нам Анна Ахматова в стихотворении, упавшем слезами разлуки на бумагу в 1915 году, где поэтесса задается вопросом, жив или умер её возлюбленный. "Я не знаю, ты жив или умер" посвящен близости с художником Борисом Анрепом, впрочем, ему посвящено ещё несколько десятков стихов, что говорит о серьезности отношений.

Как появился стих

👼 Венчание с Гумилевым было весной 1910 года, но уже через пару лет отношения были чисто формальные. После рождения сына Льва Николай и Анна (когда поэтесса рожала Гумилева даже не было дома) договорились, что дают друг другу свободу.

Роман Ахматовой с Анрепом один из самых ярких, к сожалению, он закончился вынужденным расставанием, так как Борис уехал после революции в Англию, а Анна Андреевна решила разделить судьбы Родины.

☝ Впрочем, на момент написания стиха время расставания ещё не пришло, так как это 1915 год.

Стихотворение описывает момент временного расставания Анны и Бориса, когда душа поэтессы томится от отсутствия рядом любимого человека:

Я не знаю, ты жив или умер,
На земле тебя можно искать.

💔 В этот момент лирическая героиня переживает за своего возлюбленного – ему она посвящает и дневные молитвы, и жар бессонницы. К Борису летит стая стихов, его ищут на горизонте огни синих глаз:

И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.

В третьей строфе героиня признается, что никто так не тревожил её душу. Даже муж, который предал на муку, поласкал и забыл.

Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил.

 

 
 
 

Сокращенный анализ стиха

☝ Стихотворение написано в три строфы перекрестной рифмой (умер – искать – думе – горевать) с открытыми и закрытыми рифмами.

Из средств выразительности отметим анафору в третьей строфе (даже тот… / даже тот…) и достаточное количество эпитетов с учетом небольшого размера стиха:

  1. Вечерняя дума.
  2. Молитва дневная.
  3. Белая стая.
  4. Синий пожар.

✔ Метафорическое сравнение «бессонницы млеющий жар».

☝ Стихотворение показывает искреннее переживание женщины, рядом с которой нет любимого человека.

✔ Рекомендуем также прочитать стих «Муж хлестал меня узорчатым», который посвящен отношениям с ещё одним художником - Амедео Модильяни, но написан на 4 года ранее – в 1911 году.


Читает Ирина Лисовская

Развернуть