Текст
Б.В. Анрепу
Я не знаю, ты жив или умер,
На земле тебя можно искать
Или только в вечерней думе
По усопшем светло горевать.
Развернуть
Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.
1915 год.
💕 Ещё одну потаенную страницу своей любви открывает нам Анна Ахматова в стихотворении, упавшем слезами разлуки на бумагу в 1915 году, где поэтесса задается вопросом, жив или умер её возлюбленный. "Я не знаю, ты жив или умер" посвящен близости с художником Борисом Анрепом, впрочем, ему посвящено ещё несколько десятков стихов, что говорит о серьезности отношений.
Как появился стих
👼 Венчание с Гумилевым было весной 1910 года, но уже через пару лет отношения были чисто формальные. После рождения сына Льва Николай и Анна (когда поэтесса рожала Гумилева даже не было дома) договорились, что дают друг другу свободу.
Роман Ахматовой с Анрепом один из самых ярких, к сожалению, он закончился вынужденным расставанием, так как Борис уехал после революции в Англию, а Анна Андреевна решила разделить судьбы Родины.
☝ Впрочем, на момент написания стиха время расставания ещё не пришло, так как это 1915 год.
Стихотворение описывает момент временного расставания Анны и Бориса, когда душа поэтессы томится от отсутствия рядом любимого человека:
Я не знаю, ты жив или умер,
На земле тебя можно искать.
💔 В этот момент лирическая героиня переживает за своего возлюбленного – ему она посвящает и дневные молитвы, и жар бессонницы. К Борису летит стая стихов, его ищут на горизонте огни синих глаз:
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.
В третьей строфе героиня признается, что никто так не тревожил её душу. Даже муж, который предал на муку, поласкал и забыл.
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил.
Сокращенный анализ стиха
☝ Стихотворение написано в три строфы перекрестной рифмой (умер – искать – думе – горевать) с открытыми и закрытыми рифмами.
Из средств выразительности отметим анафору в третьей строфе (даже тот… / даже тот…) и достаточное количество эпитетов с учетом небольшого размера стиха:
- Вечерняя дума.
- Молитва дневная.
- Белая стая.
- Синий пожар.
✔ Метафорическое сравнение «бессонницы млеющий жар».
☝ Стихотворение показывает искреннее переживание женщины, рядом с которой нет любимого человека.
✔ Рекомендуем также прочитать стих «Муж хлестал меня узорчатым», который посвящен отношениям с ещё одним художником - Амедео Модильяни, но написан на 4 года ранее – в 1911 году.