К Бальмонт ответ критикам

Текст

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Развернуть

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: Плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!

1902 год.


👼 Легкостью ритма и зачетной мелодичностью слога отличается произведение Бальмонта я тупой, ой простите, «Я не знаю мудрости», написанное в 1902 году и вошедшее в сборник «Только любовь». Стихотворение является своеобразным поэтическим ответом Константина Дмитриевича недоброжелателям, выпадом рапирой слова в сторону критиков, которые избрали объектом нападения стихи поэта.

Бальмонт 1902 года – на Олимпе

✨ В 1902 году Константин Бальмонт уже успел войти в клинч конфликта с властью, за что лишен права проживать в крупных городах России сроком на 3 года. Поэт-бунтарь принял участье в студенческих протестах (1901), показав царю Николая Второму большую фигу, а после усилил эффект фигосложения, написав пасквильный стих «Маленький султан».

☝Также в 1902 году выходит знаковый для Бальмонта сборник «Будем как солнце», который собрал неплохую критику, был продан за полгода в количестве 1800 экземпляров и утвердил Константина Дмитриевича на Олимпе русской поэзии.

С марта 1902 по лето 1903 года поэт путешествует по Европе, посетив Францию, Бельгию и Англию, а после возвращается в Россию, завершив первый свой этап эмиграции.

✨ На этом фоне и пишется этот стих, состоящий всего из двух катренов, но интересный созданными образами и посему требующий анализа.

Краткий анализ катренов

☝ Бальмонт считал, что в русской поэзии именно он достиг предела изящности-изысканности слова, поэтому требовал уважения к себе и своим стихам, огрызаясь своим недоброжелателям и критикам.

Это произведение есть ответ «мудрым» критикам от поэта, вкладывающего в строки мимолетности изящное, которое есть часть огромного мира Вселенной.

В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

☝ Во второй строфе лирический герой (он же сам Бальмонт) напрямую обращается к критикам, предлагая им бросить неблагодарное дело нападок на его поэзию.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.

Неужто у них нет других объектов критики, неужто более не на кого напасть и обглодать косточки его творчества? Что им за дело до плавающего по небу таланта маленького облачка словесной изящности?

😡 Завершается стихотворение обращением к критикам:

И зову мечтателей… Вас я не зову!

Облаку изящности нужны только мечтатели, серые недоброжелатели, исполненные земного прагматизма, ему не нужны – они живут в слишком разных мирах и по-разному смотрят на творчество. Пошли прочь!

 
 

Композиция, рифма и средства выразительности

☝ Композиция стихотворения состоит из двух частей-катренов, связанных единым сюжетом с линейным развитием.

Рифмовка смежная (других – стих – миры – игры), когда рифмуются соседние строчки четверостишия.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (мудрые, радужная игра).
  2. ✔ Анафора (Я ведь только облако…).
  3. ✔ Метафора (мимолетности я влагаю в стих).

Отметим также риторический вопрос в начале второго катрена и восклицание в последней строчке, восклицание, которое подчеркивает резкость ответа Бальмонта своим недоброжелателям.

💕 Любовь Константина Дмитриевича к своему творчеству несомненна, он любил свои стихи, как детей, и всегда вставал на их защиту при любых нападках. Несколько пафосно, но по большей части заслуженно, Бальмонт описывает свое творчество в стихе «Я- изысканность русской медлительной речи», где называет себя первооткрывателем изысканности в поэзии. Стоит ли такой талант защиты? – Конечно, стоит.

Читает Юлия Глюк

Развернуть