Завет Брюсова юному поэту

Оригинальный текст

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Развернуть

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

1896 год.


👼 Стихотворение пишется 22-летним Брюсовым в 1896 году и является заветом молодого Валерия Яковлевича другим юным (и не только?) поэтам. Стих опубликован в сборнике «Me eum esse», найдя там приют в символичном цикле «Новые заветы».

Произведение написано в форме обращения поэта к бледному юноше, который получает наставления (заветы) от чуть более опытного товарища.

Не живи настоящим

☝ Первый завет Брюсова – не надо жить только сегодняшним днём, настоящий поэт всегда должен смотреть в будущее, чтобы вести туда за собой читателей и открывать им новый мир.

Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта…

Сам Валерий Яковлевич никогда не стоял на месте, он всегда искал новые формы и ритмы стихосложения, он основатель символизма и яркий человек своего времени.

Никто не предлагает, по причине вечного стремления вперед, сжечь на кострах презрения классику прошлого, но она должна быть для человека базой, но не компасом.

Никому не сочувствуй

☝ Второй завет спорен, но как есть – никому не сочувствуй, ибо сочувствие мешает любви к себе, а без неё не прорваться в будущее, не заглянуть за грань настоящего.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно…

Сочувствие, по мнению лирического героя Брюсова, отнимает время и делает душу мягкой и неустойчивой к давлению ветра, который должен надувать упругие, а не дряхлые паруса жизни.

Поклоняйся искусству

☝ Третий завет – поклоняйся искусству, оно есть высшая материя, оно поможет открыть двери будущего, но не потерять связи с прошлым.

Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно…

Недаром искусству поклонялись гении и диктаторы, убийцы и отшельники видели в нём высшие силы и трепетно дрожали под звуки оперы или при взгляде на мраморную античную статую.

Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта…

✨ В финале стихотворения автор, через образ лирического героя, обращается к бледному юноше и констатирует, если он внемлет его советам, то на Земле появится ещё один достойный поэт и сердце наставника будет покойно.

 
 

Жанр, композиция и средства выразительности

☝ Стихотворение написано в жанре философской лирики и имеет форму обращения, где композиция последовательная и состоит из нескольких частей (краткое вступление – три завета – вывод).

Стихотворный размер – трехсложный дактиль.

☝ Рифмовка перекрестная (горящим – завета – настоящим – поэта), где доминирует женская рифма, открытая и закрытая.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (юноша бледный, бесцельно, безраздумно, беспредельно, взор смущенный).
  2. ✔ Метафоры (горящий взор, паду я бойцом побежденным).
  3. ✔ Инверсии (юноша бледный, взор горящий).

Данное произведение хорошо показывает характер Брюсова, который уже в 22-летнем возрасте пытается давать советы другим, ставя себя на место наставника и гуру.

Слушаем стих онлайн

Развернуть