Текст
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот…
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила —
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?
Развернуть
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,-
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!
И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв…
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…
1848 год.
✨ Под маской пейзажной лирики в стихотворении «Море и утес» скрывается политическая составляющая, ведь стих пишется Тютчевым в 1848 году после революционных событий во Франции (отречение Луи-Филиппа и избрание Бонапарта).
Коротко за историю строк
💥 В середине 19 века в Европе бродят революционные настроения, под каток нового веяния попадает не только Франция, смута охватывает Польшу, Германию, Австрию (тогда Австрийская империя) и другие европейские страны.
Политики этот период назовут «Весна народов», сам же Тютчев относится к ним с неприязнью, являясь сторонником монархии и не приемля смену власти с помощью улицы. В произведении Федор Иванович использует аллегорию, представляя волны моря народными массами, идущими на приступ утеса-власти. Да, море мощно, волны бесконечны, но всем известно, по мнению Тютчева, кто побеждает в поединке утеса и морской волны…
Разбор строк (кратко)
👀 В первых строках автор представляет море бунтующим и клокочущим, очень напоминающим народные массы в Европе того времени.
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет.
☝ Аллегория хорошо заметна – народ бунтует, он свищет и рвет, желая дотянуться до власти и достичь высот, которые автор строк считает незыблемыми (высоты монархии).
Долго не думая, или наоборот перетерпев от дум, поэт представляет бунт огнем гиены, а требования перемен попыткой перевернуть мир верх дном.
Далее мы видим вал волн, которые бьют в утес, пытаясь опустить его на морское дно истории, но «великан» стоит и ещё будет стоять до поры до времени во многих странах, однако все равно рухнет под напором народной воли.
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой.
😡 В четвертой строфе Тютчев называет волны озлобленными, не понимая их права на царствование над морской гладью. Они не хотят видеть помехи своему накату в виде утесе и будут биться о его стены, пока тот не рухнет в океан.
Завершается стих обращением к утесу-монарху стоять, показывая свою силу над волнами. Автор стиха считает, что ещё час-другой и море успокоится, оно смирится и преданно лизнет утес уже не мощью волны, а нежностью водной глади.
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
☝ Забегая вперед, скажем, что не надоело и в итоге волна победила, в том числе и отправив на кладбище истории монархию России. Хорошо это или плохо не место рассуждения в данном анализе.
Что думает филолог
📝 Стихотворение написано микстом жанров пейзажной и политической лирики в стихотворном размере хорей. Рифмовка комбинированная – перекрестная и кольцевая (клокочет – рвет – хочет – высот – сила – котлом – разложила – взворотила – дном), где большинство рифм закрытые.
Композиция развивается последовательно – от описания бушующего моря, через аллегорию с его озлобленностью до обращения к утесу с просьбой стоять под напором и победить.
✨ Из ярких средств художественной выразительности отметим:
- Сравнение (как на приступ волны лезут).
- Олицетворения (вал спокойный и надменный, «волны, озлобленные боем»).
- Эпитеты (клокочущий котел, вал морской, утес береговой, спокойный и надменный великан, приступ роковой, гранит громадный, бурный натиск).
Также поэт использует несколько инверсий, которые помогают придать строкам оригинальностью и решить вопросы рифмовки.