Ранняя пейзажная лирика Федора Тютчева

Текст

Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..

Развернуть

То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг...
Как бы последний ропот муки,
В них отозвавшися, потух!

Дыханье каждое Зефира
Взрывает скорбь в ее струнах...
Ты скажешь: ангельская лира
Грустит, в пыли, по небесах!

О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.

Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло!

Но, ах! не нам его судили;
Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.

Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон
И взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон, –

И отягченною главою,
Одним лучом ослеплены,
Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны.

1825 год.


👼 Одним из наиболее ярких и положительно принятых критикой ранних произведений Федора Тютчева является стих «Проблеск», написанный в 1825 году, 22-летним поэтому и дипломатом. Стихотворение впервые увидело свет в 1826 году на страницах альманаха «Урания», а в 1854 году оно публикуется уже в журнале «Современник».

История создания

✨ В 1881 году Тютчев заканчивает университет и становится служащим Государственной коллегии иностранных дел (нынешний МИД). Первое место его службы Мюнхен, а должность атташе дипломатической миссии.

В 1825 году дипломатическая служба Федора Ивановича продолжается в Германии, мюнхенский же период творчества подарил нам немало интересных произведений, где уже в 20-е годы 19 века чувствуется стиль и рука мастера.

Краткий анализ

☝ Стих условно можно разделить на две части – в первой исключительно пейзажная лирика, раскрывающая нам образ ночного сумрака:

Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон…

💥 Для этого автору достаточно 3 катренов, в которых мы видим ночную игру замирающих звуков, похожих на дыхание Зефира…

Вторая часть описывает внутренний мир лирического героя, желающего прижать к груди прошлое, как призрак дорогого друга.

Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим…

✨ Тютчеву очень нравится ночь, отсюда и страсти героя, восхваляющего ночной час и его венец – волшебные сны, уносящие нас в мир эльфов и исполняющих заветные желания.

☝ Лишь в последнем катрене лирический герой называет сны утомительными, но это и понятно, ведь и счастье приходит только на мгновенье, не требуя большего, чтобы не раздавить грузом радости, и чуть-чуть обманчивой иллюзией, человека.

Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны…

Федор Иванович много и в будущем писал про сны и ночь, являясь поклонником этих таинственных стихий, идущих под Луной по жизни человека рука об руку.

 
 

Размер, композиция и тропы

☝ Размер стихотворения четырехстопный ямб, для передачи темы Тютчев использовал восемь авторских строф, написанных в жанре пейзажной лирики.

Рифмовка перекрестная (глубоком – звон – ненароком – сон) с открытыми и закрытыми рифмами.

В произведении использованы художественные средства:

  1. ✔ Эпитеты (воздушная арфа, сумрак глубокий, потрясающие звуки, ангельская лира, божественный огонь и т д).
  2. ✔ Олицетворение (дремавшие струны).
  3. ✔ Метафоры (эфирная струя, дышать божественным огнем, по жилам небо протекло)
  4. ✔ Инверсии (усилие минутное, сумрак глубокий, взор трепетный).

Отметим также антитезу-противопоставление (в сумерках сердцу радостно и светло) и оксиморон (ночь встревожит), который наделяет тихую ночь чувством тревожности.

💕 Ночь много раз встречается в стихах Тютчева, например, она одна из главных героинь в произведении «День и ночь», написанном Федором Ивановичем в 1839 году. Рекомендуем заглянуть по ссылке и прочитать стих…

Читает Станислав Шалункин

Развернуть