Текст
Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..
Развернуть
То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг...
Как бы последний ропот муки,
В них отозвавшися, потух!
Дыханье каждое Зефира
Взрывает скорбь в ее струнах...
Ты скажешь: ангельская лира
Грустит, в пыли, по небесах!
О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.
Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло!
Но, ах! не нам его судили;
Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.
Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон
И взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон, –
И отягченною главою,
Одним лучом ослеплены,
Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны.
1825 год.
👼 Одним из наиболее ярких и положительно принятых критикой ранних произведений Федора Тютчева является стих «Проблеск», написанный в 1825 году, 22-летним поэтому и дипломатом. Стихотворение впервые увидело свет в 1826 году на страницах альманаха «Урания», а в 1854 году оно публикуется уже в журнале «Современник».
История создания
✨ В 1881 году Тютчев заканчивает университет и становится служащим Государственной коллегии иностранных дел (нынешний МИД). Первое место его службы Мюнхен, а должность атташе дипломатической миссии.
В 1825 году дипломатическая служба Федора Ивановича продолжается в Германии, мюнхенский же период творчества подарил нам немало интересных произведений, где уже в 20-е годы 19 века чувствуется стиль и рука мастера.
Краткий анализ
☝ Стих условно можно разделить на две части – в первой исключительно пейзажная лирика, раскрывающая нам образ ночного сумрака:
Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон…
💥 Для этого автору достаточно 3 катренов, в которых мы видим ночную игру замирающих звуков, похожих на дыхание Зефира…
Вторая часть описывает внутренний мир лирического героя, желающего прижать к груди прошлое, как призрак дорогого друга.
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим…
✨ Тютчеву очень нравится ночь, отсюда и страсти героя, восхваляющего ночной час и его венец – волшебные сны, уносящие нас в мир эльфов и исполняющих заветные желания.
☝ Лишь в последнем катрене лирический герой называет сны утомительными, но это и понятно, ведь и счастье приходит только на мгновенье, не требуя большего, чтобы не раздавить грузом радости, и чуть-чуть обманчивой иллюзией, человека.
Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны…
Федор Иванович много и в будущем писал про сны и ночь, являясь поклонником этих таинственных стихий, идущих под Луной по жизни человека рука об руку.
Размер, композиция и тропы
☝ Размер стихотворения четырехстопный ямб, для передачи темы Тютчев использовал восемь авторских строф, написанных в жанре пейзажной лирики.
Рифмовка перекрестная (глубоком – звон – ненароком – сон) с открытыми и закрытыми рифмами.
В произведении использованы художественные средства:
- ✔ Эпитеты (воздушная арфа, сумрак глубокий, потрясающие звуки, ангельская лира, божественный огонь и т д).
- ✔ Олицетворение (дремавшие струны).
- ✔ Метафоры (эфирная струя, дышать божественным огнем, по жилам небо протекло)
- ✔ Инверсии (усилие минутное, сумрак глубокий, взор трепетный).
Отметим также антитезу-противопоставление (в сумерках сердцу радостно и светло) и оксиморон (ночь встревожит), который наделяет тихую ночь чувством тревожности.
💕 Ночь много раз встречается в стихах Тютчева, например, она одна из главных героинь в произведении «День и ночь», написанном Федором Ивановичем в 1839 году. Рекомендуем заглянуть по ссылке и прочитать стих…