Текст
Люблю октябрь, угрюмый месяц,
Люблю обмершие леса,
Когда хромает ветхий месяц,
Как половина колеса.
Развернуть
Люблю мгновенность: лодка… хобот…
Серп… полумаска… леса шпиц…
Но кто надтреснул лунный обод?
Кто вор лучистых тонких спиц?
Морозом выпитые лужи
Хрустят и хрупки, как хрусталь;
Дороги грязно-неуклюжи,
И воздух сковывает сталь.
Как бред земли больной, туманы
Сердито ползают в полях,
И отстраданные обманы
Дымят при блеске лунных блях.
И сколько смерти безнадежья
В безлистном шелесте страниц!
Душе не знать любви безбрежья,
Не разрушать душе границ!
Есть что-то хитрое в усмешке
Седой улыбки октября,
В его сухой, ехидной спешке,
Когда он бродит, тьму храбря.
Октябрь и Смерть — в законе пара,
Слиянно-тесная чета…
В полях — туман, как саван пара,
В душе — обмершая мечта.
Скелетом черным перелесец
Пускай пугает: страх сожну.
Люблю октябрь, предснежный месяц,
И Смерть, развратную жену!..
1910 г.
🍂 Это сихотворение с осенним привкусом написано Игорем Северяниным в 1910 году и вошло в сборник «Громкокипящий кубок» (1913 год), заняв там место в разделе «Сирень моей весны». Стих посвящен осени, которую поэт сравнивает со смертью, но любит за её «смертельную» красоту.
💕 Первая строфа произведения ясна, как выстрел из револьвера в осеннем лесу – поэт признается в любви к октябрю, как составной части осени, за хромоту его ветхого месяца, за рощи, принявшие обет молчания.
Люблю октябрь, угрюмый месяц,
Люблю обмершие леса…
❓ Второй катрен начинается с продолжения причин влюбленности в осень, но переходит к риторическим вопросам, пытаясь в них разгадать извечную тайну природы:
Но кто надтреснул лунный обод?
Кто вор лучистых тонких спиц?
Далее описание осенних красот, когда воздух сковывается сталью мороза, а дороги не хотят сдаваться и ещё грязны и неуклюжи.
☠ В четвертом четверостишии на сцене сюжета появляется смерть, выглянув из куч осенней листвы и дыхнув морозцем безнадежья, но внимание на ней пока не акцентируется, так как поэта больше заботит недостижимость души безбрежья.
🤔 Пятая строфа показывает октябрь хитрецом, который «храбрит тьму седой улыбкой», но понимает приближение к нему конца, а в шестом катрене смерть и октябрь сливаются вместе, ожидаемо образуя тесную чету.
☝ Когда же ещё думать человеку о смерти, как не осенью, когда умирает зелень и каменеет земля? Да, когда-то придет весна и все растопит и озеленит, да разве легко жить её ожиданием, когда впереди долгая бесконечная зима?
В финале стихотворения Северянин еще раз признается в любви к октябрю, но уже любит и саму смерть, как его пару.
Люблю октябрь, предснежный месяц,
И Смерть, развратную жену!..
❓ Почему автором октябрь назван предснежным месяцем понятно, а вот почему смерть перевоплотилась в развратную жену – это лотаревская загадка, которую пусть каждый из нас разгадает сам.
Жанр, композиция, рифма и тропы
📝 Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики с элементами элегии, а его композиция состоит из восьми катренов и имеет линейную структуру, раскрывающую тему печальной осени и её подруги – смерти.
Рифмовка перекрестная (ме́сяц – леса́ – ме́сяц – колеса́), где первая пара строк имеет женскую рифму, а вторая мужскую.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (дороги грязно-неуклюжи, лунные бляхи, предснежный месяц, развратная жена).
- ✔ Сравнения (как половина колеса, как хрусталь, «смерть – развратная жена»).
- ✔ Метафоры (ветхий месяц, надтреснул лунный обод, вор тонких спиц, воздух сковывает сталь, обманы дымят, седая улыбка, страх сожну).
- ✔ Олицетворения (морозом выпитые лужи, угрюмый месяц, туманы ползают, октябрь бродит).
👀 Как видим, в стихотворении огромное для его размера количество метафор, да и других троп много, что делает стих выразительным и обволакивает его туманом загадки, за коей скрывается саркастическая улыбка Мефистофеля.