Прекрасная эпоха стихов

Текст

Потому что искусство поэзии требует слов,
я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, —
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.

Развернуть

Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, —
это чувство забыл я.

В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест — белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей —
деревянные грелки.

Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.

Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.

Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут —
тут конец перспективы.

То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор — не кричать же слугу —
да чешу котофея…

То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.

Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.

Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.

Зоркость этих времен — это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра.

1969 год.


👀 В конце 60-ых годов Бродский живет относительно спокойно, хотя и находится под плотным колпаком КГБ. В последние годы перед эмиграцией Иосиф Александрович (до 1972 года) усиленно занимается переводами, он внештатный рецензент журнала «Аврора», временами «халтурит» на киностудиях и даже снялся в фильме «Поезд в далекий август». На этом фоне и пишется стих «Конец прекрасной эпохи», который войдет в одноименный цикл стихотворений Бродского.

В произведении поэт негативно оценивает советскую реальность, ставит её оценку «неуд» и называет концом прекрасной эпохи.

Посол второсортной державы

☝ В начале стихотворения главный герой отправляется в киоск за газетой, называя себя послом второсортной державы, который не желает извращаться над своим собственным мозгом. Вторая держава – это отсыл к еврейским корням, почему второсортная? Это метафора – не более, потому что евреев гнали по земле и при Матфее, и при советской власти. Принципиально ничего не изменилось (напомним, Израиль был создан в 1948 году и в 1969 году ещё не имел той силы, которой налился сейчас, в 2024 году от Рождества Христова) с тех пор.

сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.

✨ Эпиграф этой страны этого грустного края – победа зеркал, все в СССР отзеркаливает – все принадлежит народу, но руки его пусты, богатство природы, данное Богом, работает на военную мощь и ведет не к процветанию человека-гражданина, а к смерти противников власти и отсутствию свободы слова.

в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал

☝ Принципиально опять же ничего не изменилось в России и в 2024 году – богатства страны работают на смерть, Путин вкладывает деньги с продажи нефти и газа в оружие, после чего нападает на соседние страны, которые не хотят этого русского мира, а желают жить своей независимой жизнью. В самой России при этом 23% населения не имеет канализации, зато имеет доход чуть меньше, чем безработный в Германии.

Возвращаясь к анализу стихотворения, отметим что в СССР все рассчитано на зиму – на холод стали и на отсутствие чувств. Сны холодны отсутствием мечты, пальто продумает ветер, стены тюрьмы никто не топит, а наряд невесты так бел, что от него веет смертью, но не жизнью.

В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест.

🤔 Время, по мнению Бродского, создано смертью, которой для удовлетворения своих целей небытия нужны новые тела и вещи. Она их быстро пакует в гробы, одевая первые вторыми и замыкая круг жизни.

В концовке Бродский не дарит надежду, но рисует реалии СССР, когда для невиновной головы есть только одно важное дело – это ждать своего палача с топором, все остальное серо и находится под защитой государства, как истинная музейная ценность.

Стихотворение показывает видение Бродским советской системы, где отчасти свободными могут быть только рыбы, но за это они платят своей немотой – все остальное в цепях.

 
 

Технический анализ строк

📝 Стихотворение написано с помощью сложной комбинированной рифмовки, где перекрестная рифма смешана с параллельной (слов – послов – этой – мозг – киоск – газетой).

Для передачи реалистичности сюжета и прорисовки мрачных образов советского общества Бродский использует средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (деревянные грелки, пуританские нравы, воробьиные кофты, пьяные галаза и т д).
  2. ✔ Метафоры («в руках скрипачей — деревянные грелки», «лежит человек вниз лицом у кирпичной стены, но не спит»).
  3. ✔ Сравнения (орлы, как магнит).
  4. ✔ Олицетворения (время ищет, ветер гонит).

Читает Иосиф Бродский

Развернуть