Любовь в темноте подъезда

Текст

Предпоследний этаж
раньше чувствует тьму,
чем окрестный пейзаж;
я тебя обниму
и закутаю в плащ,
потому что в окне
дождь — заведомый плач
по тебе и по мне.

Развернуть

Нам пора уходить.
Рассекает стекло
серебристая нить.
Навсегда истекло
наше время давно.
Переменим режим.
Дальше жить суждено
по брегетам чужим.

1962+ год.


💕 В творчестве Иосифа Бродского нашлось место не только философской и социальной, но и любовной лирике, некоторые произведения в этом жанре стали классикой русской поэзии. Сегодня мы проанализируем стих о метафорическом "предпоследнем этаже", написанный в 1962+ году на фоне сложной любви Иосифа к Марине Басмановой.

Иосиф и Марина

😢 На момент написания стиха Бродского и рядом не печатают, он перебивается случайными заработками, но полон энергии и много пишет, пусть публикации и проходят только на Западе. Работа и творчество не подменяют собой личную жизнь, очередная её страница – это отношение Бродского и Басмановой, закончившееся ничем и мучительно для двух сторон (рождение Мариной сына Иосифу это другая песня).

👀 Марина была художницей и дочерью известного художника Павла Ивановича Басманова (ученик Петрова-Водкина). При всем этом девушка годно выглядела и не имела особого недостатка в поклонниках.

Марина и Иосиф встретились весной 1962 года на квартире общего друга и со стороны Бродского это была любовь с первого взгляда. Басманова была на 2 года старше Иосифа, но это не ставило палки в колеса любви. Они хорошо дополняли друг друга – Марина была спокойна и рассудительна, Иосиф – это огонь.

😢 Череда поцелуев менялась размолвками, но пара снова сходилась, несмотря на то, что родители молодых отношений не одобряли. Марина никак не хотела замуж, что вгоняло Бродского в депрессию, он многократно резал руки, но не находил решения для продвижения отношений.

😡 Самый болезненный удар отношения получили в 1964 году, когда Марина изменила Иосифу с одним из его друзей. Сразу после этого Бродского арестовали и вскоре он был отправлен в ссылку, куда Марина ни раз приезжала, в результате чего родила Бродскому сына, но любовный треугольник вечным быть не мог, и Иосиф в 1972 году эмигрировал без Марины.

Разбираем сюжет

☝ Стихотворение пишется ещё до появления третьего в треугольнике любви, посему в нём есть нотки надежды на хороший исход. Это одно, но второе в том, что уже тогда Бродский видел тьму в отношениях, что и прописал в стихе:

Предпоследний этаж
раньше чувствует тьму.

Тьма приближалась, но пока отношения были не на последнем этаже, ещё был запас по высоте. И пусть дождь пророчит беду, пусть он заливается волнами слез по странной паре в подъезде, но ещё есть время.

дождь — заведомый плач
по тебе и по мне.

😡 Вместе с тем Бродский борется за любовь, но понимает, что шансов на победу мало – слишком многое сошлось против, слишком сложно бороться одному и за себя, и за неё. Время, сука, убегает, а отношения так и остаются шаткими, так что надо быть готовым к жирной точке, надо заранее приучить себя к разлуке, что станет страховкой для жизни, зная характер поэта.

Дальше жить суждено
по брегетам чужим.

😢 После того как пара превратится в треугольник, то каждому в ней придется частично жить по чужим часам, лишь изредка сверяя их со своим временем.

 
 

Литературный расклад

📝 Стихотворение написано в две строфы, имеет линейное развитие композиции и перекрестную рифмовку (этаж – тьму – пейзаж – обниму). Стихотворный размер – двустопный анапест.

Средства выразительности:

  1. Олицетворение (этаж чувствует, дождь — заведомый плач).
  2. Эпитеты (предпоследний этаж, окрестный пейзаж, заведомый плач, серебристая нить).
  3. Метафора (Рассекает стекло /// Серебристая нить).

Ещё один яркий пример любовной лирики Бродского – это стих «Уезжай, уезжай, уезжай», написанный в 1961 году и рисующий ещё раз картину разлуки с Басмановой. Рекомендуем прочесть.

Читает Алексей Девотченко

Развернуть