Бродского улыбается в стихах

Читаем стих

Сначала в бездну свалился стул,
потом — упала кровать,
потом — мой стол. Я его столкнул
сам. Не хочу скрывать.

Развернуть

Потом — учебник «Родная речь»,
фото, где вся семья.
Потом четыре стены и печь.
Остались пальто и я.
Прощай, дорогая. Сними кольцо,
выпиши вестник мод.
И можешь плюнуть тому в лицо,
кто место мое займет.

1966 год.


🍂 Осенью 1965 года Бродский возвращается из ссылки и тешит себя надеждами, что скоро его начнут издавать, вот-вот и на его улице даст по тормозам и перевернется грузовик с пряниками. Данное стихотворение написано через год мытарств в ожидании грузового авто под окнами и описывает советскую систему абсурда, когда во фразе «Сидеть нельзя писать» запятую поставить просто негде.

Бродский и бездна СССР

😡 В конце 1965 году Иосиф Александрович передал в издательство рукописи своего сборника, многие стихи из которого были написаны в ссылке. Ответ тянулся почти год и вылился в отказ без особого объяснения причин – не нужна советской власти лирика философа – отказать и точка.

За весь 1966 год Бродскому удалось издать только несколько небольших стихотворений, но и они смоги увидеть свет только через забрало детских журналов. Для поэта это удар по рукам, он вынужден сидеть на паперти заниматься переводами, чтобы снискать хлеб насущный.

Бездна советской власти пока выплюнула поэта, он же решил ей ответить стихотворением «Сначала в бездну свалился стул».

Анализ 12 строк

☝ Ответ вылился в 12 строк, полных горечи и сарказма, когда сам лирический герой помогает кормить бездну абсурда сначала предметами домашнего интерьера, а потом и собой.

С первых строк мы видим, как ленивый зев советской власти пожирает Бродского, оставляя его без копейки и лишая необходимого.

Сначала в бездну свалился стул,
потом — упала кровать,
потом — мой стол. Я его столкнул
сам…

Что-то бездна сжирала сама, набивая себе брюхо, согласно инструкциям и руководствам, что-то лирический герой отправил в её жерло сам, не дожидаясь очередного зева пасти.

Бездна советского абсурда сожрала всю мебель, потом взялась за книги, затем поглотила дом и вот перед её пастью стоит только герой в пальто.

Остались пальто и я…

💔 В финале лирический герой прощается с любимой девушкой, зная, что в следующий обед бездна-пожиратель сожрет его. Он предлагает ей снять кольцо, чтобы не отсвечивать больше клеткой своего замужества, и выписать вестник мод, чтобы хорошо выглядеть вперед сонмом новых ухажеров.

Вместе с тем герой советует ей плюнуть в морду тому, кто займет его место, ибо это не он ушел, а его сожрали, посему он не признает поражения.

И можешь плюнуть тому в лицо,
кто место мое займет.

 

 
 
 

Резюме от филолога

✔ Стихотворение написано в жанре лирики абсурда, имеет последовательное развитие композиции и четкий сюжет в стиле фантасмагории. Авторского деления на строфы нет, двенадцать строчек рифмуются перекрестной рифмовкой (стул – кровать – столкнул – скрывать), где почти все рифмы закрытые.

Отметим почти полное отсутствие эпитетов, метафор, олицетворений и прочих художественных троп, однако в глаза бросается при анализе большое количество глаголов (свалился, упала, столкнул и т д), что оживляет стих, наполняя его действиями.

👍 Чтобы не спамить ваши головы большим количеством абсурда, предлагаем напоследок прочитать (перечитать?) стих Бродского «Романс скрипача», в котором автор предлагает лечение душевной хандры с помощью патефона.

Слушаем стих онлайн

Развернуть