Басманова и Бродский

Текст

Так долго вместе прожили, что вновь
второе января пришлось на вторник,
что удивленно поднятая бровь,
как со стекла автомобиля – дворник,
с лица сгоняла смутную печаль,
незамутненной оставляя даль.

Развернуть

Так долго вместе прожили, что снег
коль выпадет, то думалось – навеки,
что, дабы не зажмуривать ей век,
я прикрывал ладонью их, и веки,
не веря, что их пробуют спасти,
метались там, как бабочки в горсти.

Так чужды были всякой новизне,
что тесные объятия во сне
бесчестили любой психоанализ
что губы, припадавшие к плечу,
с моими, задувавшими свечу,
не видя дел иных, соединялись.

Так долго вместе прожили, что роз
семейство на обшарпанных обоях
сменилось целой рощею берез,
и деньги появились у обоих,
и тридцать дней над морем, языкат,
грозил пожаром Турции закат.

Так долго вместе прожили без книг,
без мебели, без утвари на старом
диванчике, что – прежде чем возник –
был треугольник перпендикуляром,
восставленным знакомыми стоймя
над слившимися точками двумя.

Так долго вместе прожили мы с ней,
что сделали из собственных теней
мы дверь себе – работаешь ли, спишь ли,
но створки не распахивались врозь,
и мы прошли их, видимо, насквозь
и черным ходом в будущее вышли.

1968 год.

💕 Если Бродский пишет любовную лирику, то ищите в ней следы Марианны Басмановой – самой яркой женщиной в жизни Иосифа Алексеевича, самой большой его любви и матери сына. Это подтверждает и стихотворение «Шесть лет спустя», в котором поэт подводит итог шести годами отношений с Марианной.

Бродский и Басманова – пламя во льду

Год назад у Марианны и Иосифа родился сын (1967 год), дорога к которому была долгой и проходила над пропастями, по самому краю скал жизни.

✨ У пары хватило за эти 6 лет приключений на добрый десяток семейных ячеек, были и слезы искренней любви, и откровенные измены и кровь капала с порезанных вен Бродского. Так рождались отношения, много раз умирая на пути к объятиям и возрождаясь вновь.

Разность характеров и сложность натур искрила в отношениях Басмановой (лед) и Бродского (огонь), но тем более яркими они были, тем больше света принесли в этот мир.

На пике отношений Басманова изменила Бродскому с его лучшим другом, после чего поэт впал в бешенство, которое плавно перетекло в палату психиатрической больницы, в суд и ссылку.  Надо отметить, что Марианна приехала к нему на север, но третий всегда стоял между ними и, уезжая в эмиграцию (1972 год) Бродский не взял с собой Басманову.

Анализ строк коротко

☝ В начале стихотворения лирический герой, за дымом сигареты которого виден Бродский, рассуждает, что эти 6 лет жизни были слишком долгими, их события можно смело размазать по нескольким жизням и то в них будет слишком много огня.

Так долго вместе прожили, что вновь
второе января пришлось на вторник…

Сейчас удивленная от этого бровь похожа на дворник авто, она очищает настоящее от смутной печали прошлого и даль кое как начинает просматриваться на горизонте жизни.

Вторая строфа продолжает тему длительности и объемности этих 6 лет, где лирический герой прикрывает ладонью глаза девушки, но та не верит в искренность защиты и её зрачки бегают под рукой, как бабочки, попавшие в горсть…

💕 Лирический герой и девушка уже настолько хорошо знали друг друга, что игнорировали всякую новизну, находя для себя новое в старом, пересекаясь тесными объятьями, даже во сне, когда разум спал, а инстинкт бодрствовал.

Так чужды были всякой новизне,
что тесные объятия во сне
бесчестили любой психоанализ…

Их жизнь длиной в 6 лет видела смену времен, координат и обоев, совместная нищета переходила в личный достаток, а закат на море из зависти показывал им багровый язык, пытающийся дотянуться до Турции и сжечь её к чертям во имя любви.

🤔 Автор строк вспоминает начало отношений, когда влюбленных поджидал томностью пружин старый диван, а геометрия любви играла с парой, превращая перпендикуляр в треугольник на фоне двух слившихся в одну точек.

Финальная строфа-секстина рассказывает, как пара сделала из собственных теней двери-шлюзы, створки которых не распахивались врозь, а Иосиф и Марианна проходили их только вместе, и вот пришли в будущее сегодня, по-видимому, черным ходом.

и мы прошли их, видимо, насквозь
и черным ходом в будущее вышли.

 

 
 
 

Резюме от филолога

☝ Главная тема стиха – это оценка прожитых вместе лет, когда дни были настолько наполнены любовью и разлуками, что год считался за пять. Это предчувствие окончательной разлуки и подведение итога совместного бытия перед неизвестностью будущего.

По жанру это любовная лирика с примесью философских ноток, рифмовка комбинированная – смежная и перекрестная (вновь – вторник – бровь – дворник – печаль – даль), а строфы представляют собой секстины из шести строк.

Из средств художественной выразительности отметим:

  1. ✔ Эпитеты (смутная печаль, незамутненная даль, обшарпанные обои).
  2. ✔ Олицетворения (веки метались, бровь сгоняла печаль).
  3. ✔ Метафора (черным ходом в будущее вышли).
  4. ✔ Анафора (Так долго вместе прожили).

💔 Глубокое и достаточно спокойное стихотворение, посвященное отношениям Бродского и Басмановой на их закате. Если вас интересует рассвет любви этой загадочной пары, то вам стоит прочитать произведение «Предпоследний этаж», написанное в 1962 году.

Читает Павел Морозов

Развернуть