Бродский читает стихи

Текст

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но не важно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях.

Развернуть

Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь
от тебя, чем от них обоих.
Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне,
как не сказано ниже, по крайней мере,
я взбиваю подушку мычащим «ты»,
за горами, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты
как безумное зеркало повторяя.

1975-76 годы.


😢 Заглавным стихотворением цикла «Части речи» является это произведение, написанное Бродским в период эмиграции, в 1975-76 годах. Данный стих есть крик о любви и одиночестве, звучащий, как выстрел кольта с континента ковбоев, из ещё ниоткуда в уже никуда.

Бродский, расстояние, время

Стихотворение сложно своей структурой, оно содержит много разнородных мыслей, которые нанизаны поэтом на нить повествования, подобно разноцветным бусам. Лирический герой пишет о любви неизвестно откуда, непонятно когда и ещё более спорно зачем.

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но не важно…

😢 Нет у письма одного адресата, оно отправлено из настоящего в прошлое, в тот дом, двери которого потерялись в тумане океанского бриза, и все дальше уплывают в звездном небе потерянного вчера.

Конечно, образ Басмановой не может не просматриваться даже в плотной дымке над прошлым, некоторые строки прямо говорят о ней:

Я любил тебя больше, чем ангелов…

Отчаянье четко просматривается в строках, это отчаянье одиночества, когда ты оторвался от прошлого, но ещё не сумел стать своим в своем же новом доме. От этого рождается крик, который лучше всего переносит боль на расстояние, которые показывает всем, кроме себя, что ты есть, пока ещё есть.

Заканчивается стих ночью, которая есть лучший рупор для крика, она одна видит извивающегося на простыне лирического героя, пытающегося, но тщетно, найти закадычного друга в объятьях подушки.

я взбиваю подушку мычащим «ты»…

Стих отлично показывает состояние души Бродского, уехавшего из неволи в лоно свободы, но и через 3 года на новой земле не сумевшего найти своего места, не пустившего корни и не закрепившегося на новом материке.

 
 

Филологический анализ

☝ Произведение написано в жанре философской лирики, не имеет авторского деления на строфы, композиция линейная, импульсивная. Для классической поэзии это новаторство, стиль стихосложения оригинален, посему и сложен для восприятия неподготовленному уху, хотя и позволяет автору за счет сложности доносить глубокие образы.

Рифмовка также сложная, комбинированная, где есть перекрестные, кольцевые, парные и пустые рифмы (мартобря – важно – говоря – но – одного – ковбоях – самого).

Отметим метафоры

  • ✔ «Взбиваю подушку мычащим «ты»,
  • ✔ «Всем телом твои черты как безумное зеркало повторяя»,
  • ✔ «Извиваясь ночью на простыне».

По большому счету само название стиха можно назвать метафорой, как и все произведение в целом, где Бродский пытается с помощью переносного смысла показать своё состояние в момент написания строк.

👍 Рекомендуем в финале анализа не пожалеть 5 минут и перечитать стихотворение «Романс Скрипача», в котором есть годный совет, что делать, когда на душе мрак и хочется воспользоваться пистолетом по инструкции производителя.

Читает Бродский

Развернуть