Марина Цветаева

Текст

— «Слова твои льются, участьем согреты,
Но темные взгляды в былом».
— «Не правда ли, милый, так смотрят портреты,
Задетые белым крылом?»

Развернуть

— «Слова твои — струи, вскипают и льются,
Но нежные губы в тоске».
— «Не правда ли, милый, так дети смеются
Пред львами на красном песке?»

— «Слова твои — песни, в них вызов и силы,
Ты снова, как прежде, бодра»…
— «Так дети бодрятся, не правда ли, милый,
Которым в кроватку пора?»

написано до 1910 года.


💕 Стихотворение «Её слова» написано на раннем этапе творчества Марины Цветаевой и вошло в первый сборник поэтессы «Вечерний альбом» (1910 год). Стих построен в форме диалога лирической героини с таинственным «милым», где последний восторгается словами первой, а она, в свою очередь, отвечает на его лесть наводящими вопросами.

В первом катрене незнакомец восторгается плавностью слов героини, но его удивляют взгляды девушки в прошлое, недобрые взгляды, как будто там, в прошлом, похоронено что-то страшное.

Но темные взгляды в былом…

👀 На это следует ответ с повторяющимся обращением «милый», что её взгляд похож на взгляд с портрета, который тронут белым крылом вечности. На взгляд покойника?

Во втором четверостишии герой восторгается кипучестью слов героини, но при этом нежные уста сомкнуты в тоске.

Но нежные губы в тоске.

❓ В ответ следует вопрос, ведь правда, что так смеются дети, сидя с детской наивностью перед львами? Так смеются, стоя перед смертью?

Финальная строфа состоит из утверждения, что слова героини – это песни с силой и вызовом, а с ними она вновь обретает былую бодрость.

Ты снова, как прежде, бодра…

👀 Но и тут героиня находит что ответить, не выходя за рамки еврейского ответа вопросом – ведь такой бодростью бодрятся перед сном дети, у которых от сна уже слипаются глаза. Всегда ли бодра бодрость?

☝ Стих показывает, что не всегда видимое есть правда, иногда темное на самом деле белое, смех может стоять перед смертью, а бодрость предвестник сна.

 
 

Жанр, рифма, композиция и тропы

📝 Стихотворение построено в форме диалога лирической героини с таинственным героем, где композиция состоит из трех пар лестных утверждений и трех же пар ответов на них вопросами.

Рифмовка перекрестная (согре́ты – было́м – портре́ты – крыло́м) с чередованием женской и мужской рифмы.

Выразительные средства:

  1. ✔ Метафоры (слова льются, слова вскипают).
  2. ✔ Эпитеты (темные взгляды, нежные губы, красный песок).
  3. ✔ Олицетворение (смотрят портреты)
  4. ✔ Сравнения (слова – песни, слова – струи).

Отметим, что каждый из трех катренов заканчивается вопросом и героиня, таким образом, уходит от прямого ответа.

Цветаева. Между любовью и любовью.

Слушать лекцию о Цветаевой