Оригинальный текст
Ты на закатном небосклоне
Былых, торжественных времен,
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.
Развернуть
Боролись за народ трибуны
И императоры – за власть,
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил – страсть!
Победный лавр, и скиптр вселенной,
И ратей пролитую кровь
Ты бросил на весы, надменный, –
И перевесила любовь!
Когда вершились судьбы мира
Среди вспененных боем струй, –
Венец и пурпур триумвира
Ты променял на поцелуй.
Когда одна черта делила
В веках величье и позор, –
Ты повернул свое кормило,
Чтоб раз взглянуть в желанный взор.
Как нимб, Любовь, твое сиянье
Над всеми, кто погиб, любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель – за тебя!
О, дай мне жребий тот же вынуть,
И в час, когда не кончен бой,
Как беглецу, корабль свой кинуть
Вслед за египетской кормой!
Апрель 1905 года.
💕 Стихотворение об древнеримском Антонии легло на бумагу под пером Валерия Брюсова в 1905 году и позже вошло в сборник «Stephanos», собравший положительную прессу. Стих является одой любви, рисуя в образе жреца этого чувства консула Рима – Марка Антония, отдавшего предпочтение страсти к женщине другим мужским забавам.
Коротко об истории
👼 После гражданской войны и разделения Римской Империи Марку Антонию досталась для правления восточная часть государства, Клеопатра же была последней царицей эллинистического Египта, крайней ветвью македонской династии Птолемеев.
Египет попадал в сферу интересов Рима, кроме того Клеопатра подозревалась в сообщничестве покушению на Цезаря, из-за чего Антоний вызвал царицу для разбирательства. По сути его не получилось, Марк влюбился в Клеопатру, что и было целью красавицы-царицы.
✨ В будущем у пары родилось трое детей, об их отношениях сложено много легенд, а разлучила Марка и Клео только смерть. Окруженный войсками Октавиана и убитый ложным известием о смерти любимой Антоний бросился на меч и убил себя. Клеопатре же была уготована роль клоуна на триумфе Октавиана в Риме, но она выбрала укус ядовитой змеи и отправилась за Антонием.
Алтарь страсти
☝ В первом катрена Брюсов называет Антония исполином на закатном небосводе Римской Империи, ярким сном на фоне великого времени:
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон…
☝ Однако алтарем Марка была не политика, не власть над народом, а страсть, чему причиной встреча с Клеопатрой. Впрочем, и до неё Антоний не был монахом, но именно египетская царица открыла римлянину секреты всепоглощающей страсти.
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил – страсть!
💕 Пурпур триумвирата и венец победителя Марк променял на поцелуй, и он того стоил, ведь и смерть римлянина была гибелью во имя любви.
В финальном катрене лирический герой, за которым виден сам Брюсов, просит, чтобы и ему выпал такой же жребий, чтобы и он отказался от победы в битве во имя любви (во время морской биты при Акциуме Клеопатра сбежала, бросив Антония в бою, в свою очередь Марк бросил остатки своего флота и бросился за царицей).
Как беглецу, корабль свой кинуть
Вслед за египетской кормой!
❓ Так кто же Антоний – любовник, покоривший любовь, или полководец, проигравший войну?
Тема, жанр и средства выразительности
☝ Основная тема стиха – это любовь, которая для Марка Антония стала более значимой, чем власть и победа над врагом.
По жанру это историческая лирика и ода любви, где композиция развивается последовательно и имеет выраженный финал.
Рифмовка перекрестная (небосклоне – времен – Антоний – сон), автор использует открытые и закрытые рифмы.
✔ Основные средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (закатный небосклон, незабвенный сон, желанный взор, египетская корма).
- ✔ Сравнение («как исполин стоишь, Антоний», «как яркий сон»).
- ✔ Метафора (венец и пурпур променял на поцелуй).
Завершается стихотворение восклицанием, что подчеркивает желание лирического героя быть похожим на Антония и ставит в произведении яркую и громкую точку.
💕 Любовь всегда была на одном из первых мест в поэзии Валерия Яковлевича, например, в стихотворении «Ты – женщина» автор сравнивает даму с божеством, смешивая в прорисовке её портрета ведьмовской напиток и тайну запечатанного свитка.